Жителям Челябинска соседи могли позавидовать, вот только специалисты городской администрации подсчитали, что убытки муниципального транспортного предприятия ежегодно составляли около 600 миллионов рублей. Разница между себестоимостью и тарифом достигла десяти рублей, часть ее покрывает городская казна, но этот резерв ограничен. Тем более что энергоресурсы с 2008 года подорожали весьма существенно: в три раза электрическая энергия и в девять раз - тепловая. Как считает председатель Челябинской гордумы Станислав Мошаров, при таком раскладе даже 25-процентный рост тарифа на проезд не улучшит ситуацию кардинально: нужна стратегия развития городского транспорта, в том числе стоит продумать принципиально новые варианты организации перевозок.
По данным департамента общественных связей Югры, сегодня расходы жителей автономии на оплату общественного транспорта составляют 2,4 процента от среднедушевого дохода, в то время как в Тюмени - 2,8, а в Екатеринбурге - 3,1 процента. Возможно, скоро эта цифра возрастет и в автономном округе.
- При изменении тарифа необходимо учитывать это соотношение и строить расчеты исключительно на точных экономических моделях. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что на рынке существует "серый сектор", - отметила губернатор ХМАО Наталья Комарова.
По предварительным расчетам, с 1 августа стоимость проезда в Югре составит 18 рублей, а с 2013 года - 20. Стоит отметить, что в самом северном регионе УрФО - в Ямало-Ненецком автономном округе - менять 15-рублевый тариф не собираются: механизм дотирования работает без сбоев.
А вот жителям Свердловской области придется подтянуть пояса: региональная энергетическая комиссия рассматривает заявки на повышение предельных тарифов от нескольких областных предприятий, в том числе екатеринбургских - с 18 до 24 рублей. На фоне соседей цифры пугающе высокие, но транспортники настаивают, что в большинстве мегаполисов проезд обходится куда дороже - например, в Москве 28 рублей. А в РЭКе комментируют: сейчас экспертиза затрат в самом разгаре, и далеко не факт, что резкое повышение действительно произойдет. Но признают, что предпосылки для этого есть: требования к организации общественных перевозок высоки, и компании несут значительные издержки на содержание зданий, гаражей и автопарков. Дорожают и горюче-смазочные материалы.
Ко всему стоит отметить, что заработная плата екатеринбургских шоферов и кондукторов, несмотря на статус столицы федерального округа, отнюдь не столичная. В начале июня транспортники даже выходили на митинг с требованием ее повышения, а местный профсоюз обозначил планку - 17 тысяч рублей. Но главное отличие ситуации в столице Среднего Урала в том, что нигде в УрФО больше нет такого количества электротранспорта, затраты на работу которого напрямую зависят от энерготарифов. Надо сказать, что заявки на увеличение стоимости проезда подали именно метрополитен и трамвайно-троллейбусное управление. Так что сохранится ли единый тариф для всего екатеринбургского общественного транспорта - еще вопрос.