КС разрешил правонарушителям приобретать охотничье оружие

Конституционный суд пришел к выводу, что охотников-любителей нельзя лишать права пользоваться нарезным оружием бессрочно, если их ранее наказывали за мелкие административные правонарушения.

Григорий Белокриницкий и Василий Тетерин из Ульяновской области оба любят поохотиться как любители на уток, кабанов, лосей, рассказывает их представитель Георгий Буранов. Несколько лет назад заявителей привлекли к административной ответственности за нарушение сроков подачи документов на продление лицензии на владение оружием.

Надо сказать, что статьи Кодекса об административных правонарушениях, по которым их привлекали, предполагают в качестве наказания за их проступки предупреждение и штраф. Оба заявителя пережили эти наказания спокойно до тех пор, пока не захотели приобрести охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом - они получили отказ, а последующие судебные процессы обнаружили довольно странный факт. Формулировки части десятой статьи 13 Федерального закона "Об оружии", по существу, вводили для них обоих бессрочный запрет на приобретение такого оружия, в отличие, кстати, от осужденных по уголовным статьям, чья судимость была погашена.

Буранов поясняет, что точно такие же ограничения грозили не только любителям, но и профессиональным охотникам: "Получается, что если человек из-за забывчивости совершил мелкий проступок, то он фактически пожизненно лишается профессии, потому что добыть белку или соболя без нарезного оружия никак не возможно. В отличие от того, кто совершил тяжкое преступление, скажем, убийство". Конституционный суд прислушался к аргументам заявителей, указав в своем постановлении, что оспариваемая норма не соответствует Конституции лишь частично, в той мере, в какой мешала подвергнутым административным наказаниям приобретать нарезное оружие.

Как поясняет судья-докладчик Юрий Рудкин: "Законодателю необходимо устранить неопределенность, то есть назначайте данную административно-предупредительную меру, но с учетом значимости преступления - общественной опасности данного преступления, последствий преступления и соответственно, сроков давности привлечения к ответственности". Также Рудкин обращает внимание, что в постановлении судьи Конституционного суда подтверждают возможность введения бессрочного запрета на легальное приобретение оружия: "Бессрочный запрет, в принципе, может быть установлен законодательством за отдельные виды правонарушений, и мы об этом в постановлении сказали. Но законодатель должен дифференцировать все-таки запрет на приобретение оружия с нарезным стволом в зависимости от тяжести совершения преступления, от общественно значимых последствий, а также от сроков наказания".

До того, как в Госдуме перепишут закон, охотники, подобные Тетерину и Белокриницкому, могут обратиться за лицензией в полицию, если срок их наказания истек. Буранов считает: "Суды очень четко соблюдают решения Конституционного суда, и если им будет отказано в полиции - обратятся в суд, и я уверен, что суды в этом случае встанут на сторону граждан".