Немецкие власти борются с судами шариата

Министр юстиции германской земли Бавария Беате Мерк начнет пропагандистскую кампанию по разъяснению пагубности "судов шариата", проводимых имамами в мечетях и в Интернете.

Толчком для принятия такого решения стала книга немецкого журналиста Йоахима Вагнера "Судьи без закона", описывающая распространенные среди мусульманских иммигрантов ФРГ патриархальные суды имамов.

О "теневой юстиции" в Германии известно давно. Однако точных цифр, свидетельствующих о количестве обращений к мусульманским судьям, не существует. Чаще всего они разбирают семейные конфликты или финансовые споры. Естественно, имамы не гнушаются денежными вознаграждениями, поэтому справедливость их приговоров весьма сомнительная.

Законы шариата ставят немецкую юстицию перед серьезной дилеммой: как перевести принятые патриархальные обычаи в русло цивилизованной судебной практики? Развернувшаяся общественная дискуссия показывает: это не так-то просто.

Мусульманские священнослужители судят по закону шариата, не обладая ни юридическим образованием, ни правом на подобную деятельность. Иммигранты исламского вероисповедования охотнее идут к имаму, боясь немецких судов или недооценивая выгоду прямого обращения в них. С легкой руки доморощенных Соломонов выносятся "судебные решения", которые ведут к разорению, самоубийствам и непреодолимым семейным раздорам. Часто от этого страдают молодые замужние женщины, обратившиеся к имаму для защиты от супружеского рукоприкладства, или девушки, которых насильно выдают замуж. Хуже всего, когда приговоры суда шариата приводят к телесным повреждениям или, еще того хуже, к смертельным случаям.

Как утверждает автор книги "Суды без закона", опасность исходит и от так называемых интернет-имамов. Это в основном выросшие в Германии мусульмане, за счет хорошего знания немецкого и родного языка имеющие авторитет у иммигрантов. Они плохо знают Коран и наживаются на легковерии обращающихся к ним простых людей.

Государство давно осознало проблему. Однако решение ее дается с трудом. Дело в том, что все участники судов шариата обязуются молчать. За разглашение тайны суда имама им грозит денежный штраф, а иногда суровое телесное наказание. И это - не говоря о порицании общины. Поэтому часто случается, что обратившиеся в полицию жертвы решений подобных имамов, действующих вопреки закону и вне его, отказываются от показаний перед лицом государственных судей. Как только дело доходит до настоящего процесса, свидетели тоже внезапно будто набирают в рот воды. Германская юстиция пока что в растерянности. В министерстве юстиции ФРГ "РГ" разъяснили, что кампания, запланированная баварским министром юстиции, нацелена лишь на разъяснение и пропаганду среди иммигрантов. Суды шариата не являются проблемой правосудия, и государство ни в коем случае не намеревается против них бороться. Для этого и организована комиссия при министерстве юстиции Баварии - одной из 16 федеральных земель ФРГ. Как уверяет и ее министр юстиции Беате Мерк, законодательные изменения для решения проблемы не нужны.

Мусульманские священнослужители судят по закону шариата, не обладая ни юридическим образованием, ни правом на подобную деятельность

В Баварии, с конца 2011 года при участии прокуроров, судей, ученых и уполномоченного по интеграции действует "Круглый стол - параллельная юстиция". Как утверждает его участник, исследователь ислама, профессор университета г. Эрланген Маттиас Роэ, иммигранты часто чувствуют себя неправильно понятыми со стороны государства и считают, что оно только неправомерно притесняет их.

Такое впечатление укрепляют и решения, подобные недавно вынесенному в Кёльне. Местный суд квалифицировал религиозный обряд обрезания мальчиков как нанесение телесных повреждений, которое должно подвергаться уголовному наказанию. Решение было следствием обращения в суд родителей четырехлетнего мальчика, который стал жертвой неудачной операции по обрезанию. Врач был оправдан как в первой, так и во второй инстанции. Родители вышли сухими из воды. Ведь до сей поры этот обряд не представлял собой проблемы для немецкой юстиции.

Как разъяснил "РГ" эксперт по уголовному праву из Берлинской адвокатской палаты Торстен Хиппе, суд подал сигнал для всех юристов страны. Теперь распространенная практика обрезания может рассматриваться как нарушение права на самоопределение ребенка. Прежде родителей нельзя было привлекать к ответственности за это в соответствии со статьей 17 Уголовного кодекса ФРГ: тот, кто не знает о запрете, не может отвечать за его нарушение. После решения суда запрет на обрезание стал публичным прецедентом.

Однако уполномоченные по делам иммигрантов и эксперты опасаются, что теперь мусульмане будут делать обрезание тайно или выезжать за границу для исполнения устоявшегося испокон веков религиозного обряда.