Судя по афише, в такой же период расцвета вступили и молодые авторы, которых принято приписывать к "уральской школе драматургии" - ученики Николая Коляды, вдохновителя и организатора фестиваля собственного имени. Коляда-Plays, начинавшийся как антология спектаклей по пьесам одного драматурга, постепенно - по мере обучения и получения дипломов профессиональных литработников - превращался в фестиваль драматургов, "птенцов из гнезда Коляды", выученных им и выпущенных в жизнь.
В этот раз показывали свои спектакли 16 театров на шести площадках, причем работы "хозяина" фестиваля, "Коляда-театра", волей его руководителя были исключены из конкурсной программы.
- Исполнилось то, чего я хотел, создавая фестиваль, - признается Николай Коляда. - Театры наконец-то повернулись лицом к современной драматургии. Больше их не надо умолять: возьмите эту пьесу, она хорошая, не пожалеете, - сами заказывают… Уральская драматургия закрепилась в репертуаре многих театров и в России, и за границей. Пьесы играют не в подвалах, а на большой сцене ставят солидные, серьезные спектакли на высоком театральном уровне.
Малоформатный тренд прошлого фестиваля - "экономные" пьесы-монологи или диалоги - сменился обращением к классике. Все больше внимания театры уделяют инсценировкам, и причин этому несколько. Во-первых, литература, фигурирующая в школьной программе, обеспечивает зрителя. Во-вторых, приятно вступать в диалог с достойным автором. Наконец, классика неисчерпаема как атом: по желанию автора инсценировки и по заказу режиссера на первый план можно выдвинуть персонажа, которому сотню с лишком лет не уделялось никакого внимания.
Так произошло с "Карениным", представленным Свердловским театром драмы. В интерпретации Василия Сигарева - ученика Коляды, который только что взял приз "Кинотавра" за лучшую режиссуру, - героем становится морально устойчивый трудоголик и умелый политик. Свежий взгляд на классику позволяет констатировать: наступило время Карениных.
С такой же неожиданной точки зрения к другому произведению Льва Толстого подошла Ярослава Пулинович. Она скрестила "Детство" и "Отрочество", вычленив из текста наиболее "биологические", а следовательно - обязательные для каждой человеческой особи ощущения периода фрустрации. Герой "Отрочества" Пермского ТЮЗа точно так же, как и Виктор Цой, уверен, что "весь мир идет на меня войной". Михаил Шибанов, сыгравший Николеньку, удостоен приза за лучшую мужскую роль.
Пропаганда современной драматургии на Коляда-Plays ведется не только на больших сценах. Читки пьес собирают не меньше зрителей и позволяют стать свидетелями зарождения спектакля, приобщиться к живому театральному процессу. Скажем, на позапрошлом фестивале читали по ролям "Дорогу вниз без остановок" Олега Богаева. В прошлом году историю про убитого Ангела играл музыкально-драматический театр из Петропавловска, в этом - театр "МИГ" из Санкт-Петербурга показал, во что вырастает "побег" пьесы.
Еще одна "изюминка" Коляда-Plays, делающая его уникальным, - регулярные географические открытия с весьма высокой результативностью. Наверное, до фестиваля немногие театралы представляли, где находится райцентр Туймазы, - драмтеатр из этого города признан "открытием фестиваля". На татарском языке башкирские артисты сыграли "Курицу" по пьесе Коляды так эмоционально, что перевода не требовалось.
Три года назад таким же открытием стал кишиневский "Театр с улицы Роз", с тех пор постоянно участвующий в Коляда-Plays. Его руководитель Юрий Хармелин признался, что приезжает в Екатеринбург не только чтобы "себя показать", но и "за репертуаром": не успели закончиться читки, как кишиневские гости наметили для себя три будущие премьеры и даже расписали их по ролям. К сожалению, не смог добраться до Урала театр имени Айтматова из Бишкека - единственный русский театр в Кыргызстане, не раз увозивший за границу награды Коляда-Plays - бронзовые хвостатые звезды.
За границу, на этот раз в Польшу, звезду за "Лучший актерский дуэт" увезли актрисы Варшавского театра "Повшешны" Иоанна Осыда и Анна Прохняк, сыгравшие в "Наташиной мечте" Ярославы Пулинович. Эта пьеса ученицы Коляды, по подсчетам самого автора, выдержала несколько десятков постановок "от Москвы до самых до окраин" и по всему миру. Две монодрамы до сих пор ставили последовательно, разбивая их антрактом - практически пропастью между двумя Наташами - детдомовкой и, что называется, из благополучной семьи. Режиссер Павел Щедлик, профессор Высшей школы кинематографии, применил метод перекрестного монтажа, тщательно поработав с текстом Пулинович. Он выстроил диалог двух героинь в историю не столько социальную, сколько общечеловеческую - об испытаниях, которые каждый человек непременно должен пройти сам и в одиночку.
Наташи говорили по-польски, но никаких трудностей перевода не возникло, поскольку все участники фестиваля Коляда-Plays говорят на одном языке - языке современной драматургии