Медведев потребовал в срок завершить работы к саммиту АТЭС

Председатель правительства Дмитрий Медведев требует завершить в срок все подготовительные работы к сентябрьскому саммиту АТЭС. Такое поручение он дал вчера, находясь с рабочей поездкой во Владивостоке.

Свой визит премьер начал с открытия нового моста через пролив Босфор Восточный с материковой части города на остров Русский. Это один из крупнейших вантовых мостов в мире с центральным пролетом 1104 метра в длину. Пока что по нему открыто движение в тестовом режиме по двум полосам, однако в августе начнет ходить общественный и городской транспорт. Формальным поводом для начала стройки стал саммит АТЭС, однако, обращаясь на церемонии открытия к рабочим и жителям города, Медведев подчеркнул, что мост в конечном счете возводился именно для них. "Мост на любых специалистов произведет впечатление. Он в эксплуатацию еще не введен, а уже стал визитной карточкой города", - сказал премьер.

Еще одной визитной карточкой может оказаться Дальневосточный федеральный университет, один из корпусов которого Медведев осмотрел после открытия моста. Предполагается, что в 2012 году университет примет около 8,5 тысячи студентов, а в перспективе до 50 тысяч человек. Абитуриенты будут привлекаться из разных федеральных округов, а не только из Приморья и регионов Дальнего Востока. "Красота, да и только", - поделился впечатлениями Медведев, любуясь открывающейся с седьмого этажа корпуса панорамой. Он подчеркнул значение этого учреждения для Дальнего Востока и сообщил, что подписал распоряжение о назначении его ректором Сергея Иванца, бывшего заместителя министра образования. Вместе с Иванцом Медведев осчастливил и студентов, сказав, что подписал постановление о повышении стипендии тем, которые учатся на "хорошо" и "отлично". "Ранее такие студенты получали 5 тысяч рублей, а теперь будут получать до 6300 рублей", - заявил премьер.

Несмотря на видимые успехи со строительством объектов, до саммита АТЭС во Владивостоке остается не так много времени - всего два месяца, а до идеала пока далеко. Именно поэтому на заседании госкомиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока Дмитрий Медведев потребовал завершить в срок все подготовительные работы как в самом городе, так и на острове Русский. "Нужно продумать вопросы с гостиницами и размещением бизнес-делегаций. Пока с этим не все просто", - признал премьер. Проблема еще будет дополнительно обсуждаться в Москве, а курировать ее решение поручено первому вице-премьеру Игорю Шувалову.

Определенные трудности возникают и с соблюдением норм и правил строительства. Дмитрий Медведев призвал извлекать из экстренных случаев все необходимые уроки. "Я только что проехал по участку дороги, который связывает аэропорт с островом Русский. В результате проливных дождей этот участок был размыт, что привело к разрушению не только дорожного полотна, но и прилегающей территории. Строители все быстро исправили, рапортуют, что все будет нормально", - рассказывал глава правительства, выразив надежду, что все необходимые выводы из этого случая были сделаны.

Глобальные вопросы, которые Медведев затрагивал во время мероприятия, касались авиационных и железнодорожных перевозок. Проблемы это давние и наболевшие, в связи с чем премьер пообещал провести в ближайшее время совещание для изменения ситуации в этих сферах, прежде всего авиационной. "Я принял решение провести большое совещание по региональным перевозкам. Эта тема очень сложная для нашей страны, и мы просто обязаны изменить ситуацию, когда граждане самой большой на планете страны летают по территории государства через Москву", - полагает руководитель Белого дома.

За год и даже два делу, конечно, основательно не помочь. Именно поэтому необходимы серьезные программы, которые могли бы предотвратить, по выражению премьера, распад государственной ткани. "Мы должны по-настоящему взяться за программу возрождения региональной авиации, и мы не можем смотреть дальше на образовавшиеся разрывы на карте нашей страны. Самое главное, это бьет по интересам людей", - заявил Медведев. Под рукой у него был позитивный пример, как раз с Дальнего Востока: премьер высоко оценил эффективность действующей с 2009 года программы льготных перевозок жителей Дальнего Востока. Планируется, что в этом году ею будут охвачены 450 тысяч авиапассажиров.

Хотя совещание только намечено на обозримое будущее, некоторые идеи члены кабмина высказывали уже вчера. Тон задал Дмитрий Медведев, предложив рассмотреть возможность отмены пошлин на ввоз самолетов вместимостью до 72 мест, пока Россия не наладит собственное их производство. Премьер отметил, что авиапарк стареет, большинство самолетов с такой вместимостью из него выбывают, а потребность в них государства довольно высока. "Поэтому я хотел бы, чтобы минэкономразвития, минпромторг и другие заинтересованные ведомства проанализировали эту ситуацию - может быть, стоит подумать о том, чтобы на ограниченный срок и в пределах определенного количества освободить от таможенных пошлин ввоз гражданских самолетов с количеством мест до 72 до тех пор, пока мы не наладим выпуск самолетов с подобной вместимостью", - предложил премьер.

Довольно жестко для регионов прозвучала мысль министра транспорта Максима Соколова, который предложил переложить на них половину расходов на поддержание межрегиональных перевозок. "Предлагаю рассмотреть предложение об установлении с 2013 года уровня софинансирования со стороны субъекта в размере 50 процентов вне зависимости от уровня бюджетной обеспеченности", - сказал он.

Полпред президента в ДФО, министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев предпочел отдельно остановиться на железнодорожных перевозках. Он заявил о необходимости скорейшей реконструкции Байкало-Амурской магистрали. "По проекту объем грузоперевозок на БАМе должен приближаться к 12,6 миллиона тонн. А реконструкция, которая проводится сейчас, увеличит грузоперевозки до 24 миллионов тонн. Но нам необходимо перевозить 108 миллионов тонн", - сообщил Ишаев. По его мнению, назрели строительство второго пути БАМа и электрификация дороги. При этом нужно не забывать о реконструкции других важнейших железнодорожных магистралей Дальнего Востока. "Надо развивать мощности Транссибирской магистрали и Транскорейской магистрали, строить мост на остров Сахалин", - призывал министр.

С учетом его слов Дмитрий Медведев поручил РЖД вместе с заинтересованными ведомствами представить предложения по привлечению "длинных денег" для реконструкции железнодорожной сети Дальнего Востока. Особенно учитывая то, что необходимые инвестиции на развитие Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей до 2020 года, по словам главы РЖД Владимира Якунина, составляют почти один триллион рублей.

Пообещав рассмотреть поступившие предложения, глава правительства заявил, что ждет от Виктора Ишаева усиленной работы на Дальнем Востоке, а от членов правительства - регулярных поездок в регион. "Я прошу всех министров оказывать содействие Виктору Ивановичу, потому что он у нас возглавляет очень специфичное министерство, - сказал премьер. - Надеюсь на слаженную работу всех, кто этим занимается".

Напоследок Дмитрий Медведев встретился с приморским активом "Единой России". "Я встал, потому что понял: если буду сидеть, то начну засыпать", - проигнорировал полагавшийся ему стул лидер партии.

Держась за спинку стула двумя руками, Медведев поддержал предложение одного из участников беседы прописать в уставе "Единой России" норму об отчетности представителей партии перед избирателями. "Если партия хочет побеждать, если партия хочет остаться ведущей политической силой, если партия надеется на то, что она и дальше будет управлять государством, она должна общаться с людьми и не бояться признавать просчеты и поражения", - полагает глава правительства. Он также предложил провести конкурс на пост председателя центрального исполнительного комитета "Единой России". "У нас есть идея попробовать провести предварительное обсуждение кандидатуры председателя ЦИК, прямо, что называется, с нижнего этажа, чтобы амбициозные, эффективные, с хорошей репутацией и деловыми навыками члены партии "Единая Россия" поучаствовали в этих процедурах", - сказал премьер.

Другой участник встречи, не боясь лишний раз признать крупное поражение сборной России на чемпионате Европы по футболу, подарил Медведеву футбольную форму местной любительской команды.

- Вот Владимир Владимирович встал на коньки, и сборная России по хоккею стала чемпионом мира... - начал было он.

- Я знаю, к чему вы клоните, - засмеялся премьер, уловив намек. - Не думаю, что моих скромных усилий хватит для того, чтобы сборная России заиграла так же, как сборная Испании.

Однако от подарка Медведев отказываться не стал. Футболка значилась под номером 1.

Кстати

Дмитрий Медведев считает, что пока россияне ездят на праворульных машинах, государство не вправе запрещать такие авто. "До тех пор, пока наши люди покупают и ездят на машинах с правым рулем, государство не вправе запрещать это делать. Потому что в противном случае это будет означать ограничение их (россиян) прав", - сказал Медведев.