Решение о введении эмбарго приняли министры иностранных дел ЕС в конце января. Но вступление документа в силу было перенесено почти на полгода для того, чтобы единая Европа нашла замену иранскому "черному золоту". Ожидалось, что отсрочка будет использована для новых переговоров с Тегераном по его ядерной программе. В случае их успеха Иран получил бы право вновь продавать нефть Европе.
Но недавние переговоры в Москве по иранскому атому, которые провела "шестерка", показали: ставка Брюсселя на эмбарго как основной рычаг воздействия на Иран не сработала. По расчетам европейцев, Тегеран, лишившись средств от импорта нефти, останется без инвестиций в развитие своих ядерных программ. Однако в итоге запрет на иранскую нефть создал дополнительные проблемы и для европейцев.
Иран, входящий в тройку мировых производителей "черного золота", далеко не основной поставщик сырья в Старый Свет. Основными потребителями нефти из ближневосточного государства были охваченные кризисом Италия, Испания и Греция. Несмотря на заявления официальных представителей Еврокомиссии о том, что эмбарго не окажет негативного воздействия на экономику стран ЕС и европейцам уже удалось заместить около 70 процентов иранской нефти за счет увеличения поставок из Саудовской Аравии и ОАЭ, становится очевидным, что неуместный особенно для государств, пребывающих в глубоком экономическом кризисе, рост цен на нефть неизбежен, а доходы нефтеперерабатывающей отрасли названных стран, работавшей с иранской нефтью, будут сокращены минимум на 30 процентов.
Иран, в свою очередь, не драматизирует ситуацию с введением европейского эмбарго. Ведь главным потребителем иранской нефти остается азиатский регион. Основные покупатели - Китай, Индия и даже Япония, отказываться от иранской нефти не собираются. С момента принятия решения об эмбарго власти Ирана заявляли, что их это совершенно не беспокоит. В середине апреля президент страны Махмуд Ахмадинежад заявил, что Иран скопил достаточно сбережений, чтобы их хватило на управление государством в течение двух-трех лет.
А министр нефтяной промышленности Ирана Ростам Госеми в день вступления в силу санкций сообщил журналистам: "Введение нашими врагами санкций не является проблемой, они не возымеют никакого эффекта, поскольку правительство приняло необходимые меры и полностью готово к противодействию". Также министр Исламской Республики подчеркнул, что его страна нашла других потребителей, а "иранская нефть до сих пор продается на международных рынках, лишь часть ее перестала поступать на рынки Европы".