Валерий Фадеев: Телевидение должно быть разным

мнение

Валерий Фадеев, главный редактор журнала "Эксперт":

Недавно закрылось "Коммерсантъ ТВ". Подобных ему малых телеканалов у нас пока не тысячи, а пара сотен. Их разрастание, безусловно, является тенденцией. И это вовсе не разрыв и не дробление телепространства, а специализация по интересам.

Трудно представить себе, что на Первом канале будет много программ про рыбалку, охоту, путешествия, детей. Или изобилие детальной подробной новостной информации об экономике и бизнесе, которую легко найти на "Эксперт-ТВ" или телеканале РБК. И это понятно: такая информация нужна совсем небольшому числу зрителей Первого канала. Поэтому люди, которые хотят видеть как можно больше передач на эти темы, смотрят "свой" канал. Неизбежно возникает специализация. Телевидение должно быть разным: большие телеканалы связывают страну общей повесткой дня, а малые - локальными темами.

Дойдет ли количество наших телеканалов до 1000, как в Америке? Не знаю, поскольку у нас есть очень серьезный сдерживающий фактор их роста - олигополия на рынке рекламы. Несколько телеканалов, в первую очередь Первый, "Россия" и НТВ, собирают львиную долю рекламы. За ними следуют еще несколько популярных телеканалов, и в результате 10 телеканалов забирают почти всё. Из-за этого "растекание" рекламы происходит медленно, и это тормозит развитие других каналов. Но, я думаю, процесс будет продолжаться. Может быть, не так интенсивно, как в других развитых странах (где реклама, по сути, уже "растеклась"), но все, кто занимается ТВ, очень на это надеются.

Тем, кто опасается, что множество телеканалов разорвет или сузит публичное пространство, я бы ответил: но мы уже не боимся Интернета с его очень серьезной индивидуализацией, где, как заметил Олег Добродеев, "каждый сидит в своей норке".

Мы запускали "Эксперт-ТВ", исходя из понимания того, что современный медиахолдинг, к сожалению, должен быть диверсифицирован. И у него должны быть электронные медиа, в том числе и телевидение. Я говорю "к сожалению", потому что ТВ - это огромная обуза и большие затраты. Но если вы хотите быть современным, то приходится заниматься и Интернетом, и ТВ. И мы приняли решение "быть современными".

То же, что мы видели на "Коммерсантъ ТВ", было не совсем телевидением. По- видимому, они хотели отделаться минимумом затрат и дать "картинку" интернетовского типа с закадровым голосом. Но это не дало эффекта и не принесло результата. Мне кажется, они просто "не попали" Но это говорит только о том, что скорее всего им еще раз придется браться за телевизионный проект и делать что-то такое, более похожее на настоящее ТВ.

мнение

Борис Любимов, ректор Щепкинского училища

- Список каналов, которые мне в жизни необходимы, очень ограничен. Моя профессиональная обязанность быть в курсе работ молодых актеров, поэтому не пропускаю сериалы и фильмы, в которых снимаются наши выпускники и студенты. Всего лишь 15-20 минут, если это очередной проходной фильм, "отлавливаю" своих щепкинцев, и на этом дело заканчивается. То есть первые четыре канала не столько смотрю, сколько просматриваю.

Больше времени посвящаю, безусловно, каналу "Культура". Люблю спорт, поэтому смотрю "шестой". На прочих каналах оказываюсь, как правило, случайно и надолго не задерживаюсь. Может, я и несовременный человек, но времени на телевидение у меня мало. Ведь я все-таки хожу по вечерам в театр, иногда, представьте, и "в концерт". А современное телевидение, в частности, журналистская работа на многочисленных телеканалах, оставляет желать лучшего. В новостных передачах прежде всего огорчает плохой русский. Особенно неправильное ударение, коверкание слов. Видно, что кадры для телевидения пекутся по сокращенной программе. Их ведь нужно много, чтобы охватить все существующие каналы. Да и в обществе нашем сейчас какое-то пренебрежение к главному инструменту журналистов - языку. Чего в него только не замешивают: и огромное количество иноязычных интонаций и речений, и стилистику Интернета, клипа, "Твиттера". Ответьте, кто бы мог стать королевой "Твиттера"? Конечно, людоедка-Эллочка. Эта - мастерица выражать свои мысли коротко и эмоционально. А наши люди привыкли считать речь из "ящика" образцовой: говорит диктор "вклЮчит" и "позвОнит, значит, так и правильно.

Отрегулирует ли рынок качество телепродукции - большой вопрос. Уповать на его механизмы, конечно, можно, мол, он все поставит на свои места, и те каналы, которые не имеют рейтинга, отомрут сами собой. Но зависимость эта более тонкая. Вот ведь загвоздка: рынок многое решает. Однако хотя всем и понятно, что эксклюзивное виски лучше, чем палёная водка, почему-то и ее тоже пьют. Разумеется, каналы, на которых показывают, как мужчина ушел от женщины, предварительно изрядно ее поколотив, будут пользоваться большим спросом у массового зрителя, чем те, где показывают, как он на ней женился и как они были счастливы. И этого рынок с большим количеством каналов никогда не отрегулирует.

Опрос "РГ"