Николай Панков, председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
При вступлении в ВТО мы должны прежде всего думать о продовольственной безопасности России. И в первую очередь это касается сельхозпроизводства. Эксперты считают, что безопасность можно обеспечить, если удельный вес отечественной продукции по зерну и картофелю будет составлять не менее 95%, не менее 85% по мясу и молоку, не менее 80% по растительному маслу и по рыбной продукции.
Чтобы добиться такого результата, аграриям нужны дополнительные средства. По мнению минсельхоза, это 96 миллиардов рублей дополнительных субсидий в год. Нужна, однако, законодательная база, которая бы способствовала развитию сельхозпроизводства в новых условиях, и мы сейчас как раз над ней работаем.
Важнейшей задачей мы считаем принятие десяти законопроектов, которые предлагает Комитет Госдумы по аграрным вопросам. Эти законы должны защитить наших сельхозпроизводителей от негативных последствий вступления страны в ВТО.
Мы хотим ввести нулевую ставку НДС на ввоз импортного племенного скота и продлить эту норму до 2018 года.
В этом году закончилась нулевая ставка налога на прибыль сельхозпроизводителей, которые этим налогом не облагались, и мы хотим продлить эту норму до 2016 года.
Один из законопроектов предлагает упорядочить выплаты субсидий. Сегодня государство выделяет субсидии для кредита крестьянским фермерским хозяйствам и тут же облагает их налогом. Мы предлагаем эту меру отменить. Это касается также и грантов, которые получают крестьянские фермерские хозяйства.
Кроме этого хороший законопроект мы предлагаем для отечественного сельскохозяйственного машиностроения: новый порядок субсидий и финансирование из федерального бюджета до 35% покрытия затрат на приобретение сельхозтехники. Это позволит провести перевооружение различных комплексов, обновление техники. А без этого мы не можем говорить о повышении производительности и увеличении сельхозпродукции.
Нужен такой закон, который бы установил критерии определения территорий с неблагоприятными условиями для ведения сельского хозяйства в целях оказания дифференцированной господдержки. Речь идет о засушливых регионах, Нечерноземье, районах Севера. Этот закон направлен на усиление поддержки депрессивных неблагоприятных регионов России, что особенно актуально в условиях присоединения нашей страны к ВТО. Это потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Предлагаем внести поправки во 2-ю часть Налогового кодекса и продлить до 2018 года особые условия, по которым в системе потребкооперации к малым предприятиям относятся организации с численностью работников свыше 100 человек. Это позволит не дробить исторически сложившуюся структуру потребительских обществ и не приведет к потере кооперативной собственности.
Важные поправки мы вносим в Закон "О несостоятельности (банкротстве)". Суть его такова: сельхозпредприятия, которые попадают под банкротство, нельзя продавать по частям - отдельно зерно, отдельно сельхозтехника, как сейчас это делается. При этом получается, что предприятие-банкрот неликвидно. Потому что все, что может представлять интерес, уже за копейки продали. Мы предлагаем другой путь. Предприятие, которое подлежит продаже, рассматривать исключительно как целостную единицу.
Кроме этого мы планируем разрешить участвовать в торгах региональным и муниципальным властям. Ведь зачастую многие субъекты и регионы готовы выкупить предприятие, чтоб оно под нож не попало, и потом найти нового инвестора и ему этот объект передать. Действующее законодательство запрещает субъектам и муниципалитетам покупать эти предприятия. По новым нормам это будет возможно, и тогда заезжие купцы уже не смогут за три копейки купить обанкротившееся хозяйство. Оно сможет уцелеть и остаться на плаву.
Еще мы предлагаем внести поправки в Закон "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс РФ". Предлагается передать право региональным и муниципальным органам самостоятельно устанавливать сроки перевода рынков или части павильонов в капитальные здания и сооружения. В настоящее время определен срок перевода для областных и краевых и республиканских городов до 2013 года. Аналогичную работу по сельхозрынкам нужно завершить к 2015 году. Но мы не можем допустить, чтобы более 43 тысяч районных рынков, рынков малых городов, где в сезон урожая реализуется более 50% сельскохозяйственной продукции, прекратили бы свою деятельность, в результате чего десятки тысяч граждан, занятых в торговле, потеряли бы работу, а фермерским хозяйствам негде было бы продавать свой товар. К тому же перевод сельскохозяйственных рынков в капитальные помещения резко повысит цены на овощи и фрукты. Поэтому здесь нужно семь раз отмерить и только тогда резать. И при этом не загонять всех в закрытые помещения. Ведь рынки выходного дня можно организовать и под открытым небом. И цены здесь не заоблачные, и народу всегда много.
И наконец, еще одна важная корректировка законодательства перед вступлением России в ВТО. Это касается оборота земель сельхозназначения. Мы планируем расширить права органов исполнительной власти в части предоставления в аренду участков, которые образовались из-за невостребованных земельных долей, на которых ничего не выращивают. Хозяин этого надела или уехал, или умер. И таких бесхозных земель сейчас в России около 22 миллионов гектаров. Благодаря предлагаемому закону субъекты Федерации смогут передавать эти земли в аренду до момента выяснения собственника. Нам кажется, что таким образом бесхозная земля вновь заработает.
Вот такие законопроекты мы планируем внести и принять в первом чтении перед вступлением России в ВТО. Надеюсь, что все эти меры помогут государству гарантировать поддержку нашим сельским труженикам. У меня есть полная уверенность, что эти десять законов действительно попадут в цель.