Эксперты оценили стоимость европейского футбольного рынка

Завершение очередного чемпионата Европы - время подводить промежуточные итоги для европейского футбола, в том числе и с точки зрения финансов.

Несмотря на кризис, европейский футбол сейчас переживает подъем, и, как считают эксперты, эта тенденция сохранится по крайней мере в ближайшие пять лет. Влиятельная американская газета The New York Times пишет: "Ищете бизнес, устойчивый к рецессии? Европейский футбол может быть неплохим выбором".

Подтверждением этого могут быть следующие цифры из ежегодного обзора финансового состояния мирового футбола, подготовленного международным консалтинговым агентством Deloitte к началу Евро-2012: "Европейский футбольный рынок оценивается в 16,9 млрд евро. По сравнению с предыдущим сезоном эта цифра выросла на 600 млн". При этом исследование Deloitte принимает в расчет следующие, традиционные статьи доходов: доходы с продажи билетов на спортивные мероприятия, спонсорские контракты с фирмами, которые заинтересованы в том, чтобы их бренд ассоциировался с соответствующей командой или игроком, продажу мерчендайзинга, в том числе лицензированных товаров с логотипами команды или изображениями игроков, контракты с телевидением на трансляцию матчей по вещательным и кабельным телевизионным сетям, а в современных условиях и в Интернете, и даже по мобильным устройствам, и наконец доходы, связанные с предоставлением стадионов под нефутбольные цели. При этом продажа игроков в другие клубы в этом обзоре не учитывается.

Больше всего в Европе на футболе зарабатывают немецкая, испанская, французская, английская и итальянская лиги - недаром во всем мире их называют "большой пятеркой". "Несмотря на непростую экономическую ситуацию, все европейские лиги из "большой пятерки" отмечают суммарный рост доходов на 181 миллион евро", - говорится в отчете. И это не предел, эксперты предсказывают дальнейший рост прибыли благодаря дальнейшему распространению платного телевидения и постепенному переходу трансляций важных спортивных соревнований на платное телевещание. Как далеко уже зашла любовь к футболу за последние двадцать лет! На родине этого вида спорта - в Англии - в сезон 1990/91 общий доход 92 футбольных клубов лиги составлял 263 млн фунтов, а средний доход одного клуба первого дивизиона футбольной лиги - меньше восьми миллионов. Сегодня совокупный доход того же количества клубов футбольной и Премьер-лиги составляет почти три миллиарда фунтов, а доход среднестатистического клуба Премьер-лиги - 114 млн. И, конечно, английская Премьер-лига лидирует в обзоре Deloitte, ведь именно в нее входят четыре из десяти самых дорогих, по данным Forbes, клуба: "Ливерпуль", "Челси", "Арсенал" и лидер не только европейского, но и мирового рейтинга "Манчестер Юнайтед". Последний, кстати, планирует в этом году размещение своих акций на первичном рынке.

Доходы "большой пятерки" футбольных лиг Европы за год выросли на 2%. В основном за счет прав на трансляцию (более 4,1 млрд евро) и рекламы. Английская Премьер-лига в июне продала внутренние права на телетрансляцию с 2013 по 2016 год за впечатляющую сумму - три миллиарда фунтов. Это почти на 70% больше, чем стоила текущая трехлетка. Немецкая Бундеслига объявила о подписании аналогичного четырехлетнего соглашения, которое поднимет ее доход на 52%. "Футбол - бриллиант в короне спортивных телетрансляций, - говорит Тим Уэсткотт, старший аналитик агентства Screen Digest в Лондоне, которого цитирует The New York Times, - существует серьезный рынок, на котором торгуют правами, и каждый раз, когда они выставляются на продажу, всегда найдется кто-то, кто будет готов заплатить больше". Тем не менее этот рынок существует не сам по себе. Он в некоторой степени отражает сегодняшние финансовые реалии. Достаточно сказать, что сделки, заключенные футбольными лигами Англии и Германии, были самыми выгодными, а показатели Франции, Испании и Италии более неровными. В переживающей суверенный долговой кризис Испании нет определенности даже в том, что касается прав на телетрансляции в наступающем сезоне, хотя мадридский "Реал" занимает вторую строчку, а "Барселона" в текущем году перескочила с пятого на третье место в рейтинге Forbes. Россия, хоть и не входит в "большую пятерку", тем не менее демонстрирует один из лучших показателей за ее пределами. По версии Deloitte, наш футбольный рынок с 614 млн евро обгоняет Турцию (515 млн) и Нидерланды (431 млн). Но в отличие от "большой пятерки" основной доход РФС приносят спонсоры и рекламодатели.

Причиной такой устойчивости рынка прав на телетрансляции футбольных матчей в Европе является сама структура этого бизнеса в Старом Свете, где подавляющее большинство матчей показывают платные телеканалы. Эксперты считают, что рано или поздно к этому придем и мы, но пока что доходы наших клубов от рекламы являются самыми высокими.

Еще одна важная, но неучтенная в обзоре Deloitte строчка доходов (как и расходов) - покупка футболистов. С одной стороны, за переход к ним лучших игроков клубам приходится выкладывать круглую сумму, с другой стороны, футболка клуба "Реал Мадрид" с номером и фамилией португальца Криштиану Роналду будет продаваться не только в Испании, но и по всему миру, а матч с его участием - это событие, которое привлечет не только верных фанатов мадридского клуба. $21 млн - только со спонсорских договоров самого популярного футболиста мира, а еще бонусы и половина доходов с прав на использование его изображения - а всего он зарабатывает 42 млн. Не зря Роналду занимает второе место в составленном Forbes рейтинге самых прибыльных футболистов, уступая только британцу Дэвиду Бекхэму ($46 млн), который параллельно с игрой в американском клубе "Лос-Анджелес Гэлакси" выступает в качестве дизайнера одежды и рекламирует нижнее белье. К слову, третье место в рейтинге занимает Лионель Месси с 39 млн - хоть и аргентинец, но тоже в клубе "большой пятерки" - "Барселоне". Его отставание связано с тем, что он только начинает свое победоносное шествие по мировым брендам, а пока что его спонсорские договоры приносят меньше, чем остальные доходы одного из лучших футболистов мира.

Что же касается связи между чемпионатом Европы и экономикой страны, в которой он проводится, здесь вся надежда на туристическую отрасль. Польские СМИ сообщают, что в то время как в четырех городах, принимавших чемпионат, был отмечен некоторый рост прибыли, жизнь в остальных замерла - люди болели у телевизоров, не ходили в магазины, не ели в ресторанах и не тратили деньги так, как обычно. Эксперты объясняют это тем, что матчи проходят вечером - именно в то время, в которое люди обычно идут за покупками. К тому же в крупных городах покупателей отпугивают пробки и толпы болельщиков. Тем не менее Евро-2012 закончился, болельщики уехали, а новые, открытые к чемпионату, гостиницы и рестораны, стадионы, да и опыт проведения массовых мероприятий остались.