Ситуация с арестованными в Ливии россиянами остается неопределенной

То, что сегодня происходит в Ливии, не имеет отношения ни к управляемой, ни к неуправляемой демократии.

Некогда процветающая страна Северной Африки после свержения режима Каддафи превратилась в территорию, которой управляет множество шейхов и полевых командиров. В то время как официальный Триполи стал "ширмой", предназначенной исключительно для получения материальной помощи Запада. Новое ливийское правительство ничего не решает и ничего не контролирует. И, соответственно, ни за что не отвечает. Бывшие лидеры повстанцев, сохранившие свои отряды, пытают пленных и берут заложников, справедливо рассчитывая, что те пригодятся им в будущем для торговли с центральной властью.

Во вторник Ливию покинули четверо сотрудников Международного уголовного суда. С 7 июня они находились в городе Зинтан, куда приезжали для того, чтобы увидеть находящегося в тюрьме сына Каддафи. После того как встреча с Сейф аль-Исламом состоялась, ее участники - россиянин, испанец, гражданка Австралии и их ливанская переводчица - были арестованы. Бойцы бригады "Абу Бакр Сиддин", или проще - местные боевики, которые держат сына Каддафи под стражей, обвинили австралийку в шпионаже - та якобы пыталась передать Каддафи две шпионские видеокамеры и зашифрованное послание. В итоге освобождение задержанных сотрудников состоялось благодаря неким секретным договоренностям руководства международного суда с правительством Ливии. Хотя существует вероятность, что за иностранцев был заплачен крупный выкуп. Но вопрос об условиях содержания сына Каддафи вновь повис в воздухе. Ранее сообщалось, что в тюрьме Сейф аль-Ислама постоянно избивают и не оказывают ему медицинской помощи. Возможно, для того чтобы получить неопровержимые доказательства насилия, и была предпринята попытка передать в тюрьму видеокамеры. Но она оказалась неудачной.

Остается неопределенной ситуация с российскими гражданами, арестованными в Ливии по подозрению в оказании помощи режиму Каддафи. Их приговорили к длительному тюремному заключению. Вместе с россиянами по аналогичному обвинению в тюрьме оказались граждане Белоруссии и Украины. Никто из осужденных свою вину не признал. Во вторник Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй выступила на закрытых слушаниях в Совбезе ООН. Из сделанного ею доклада стало ясно, что структуры ООН по правам человека своими прямыми обязанностями в Ливии не занимаются, о проводимых в этой стране расследованиях и вынесенных приговорах ничего не знают. По словам первого заместителя поспреда РФ при ООН Александра Панкина, "кипучая деятельность в Ливии ведется, но без результатов. Вообще нет статистики, сколько человек в стране были задержаны, сколько погибли в стычках".

Из Ливии поступает множество слухов о насилии в отношении людей, подозреваемых в сотрудничестве с режимом Каддафи, внесудебных казнях, о том, что тюрьмы в стране контролирует не правительство, а местные отряды. На подвластных им территориях действуют законы, которые дискриминируют отдельные слои населения, в частности чернокожих иммигрантов. Но на слушаниях в Совете безопасности комиссар ООН утверждала, что не имеет достоверной информации об этих фактах. Возможно, Нави Пиллэй говорила правду - отвечающие за права человека международные структуры не хотят отправлять сотрудников в страну, где не действуют законы. "Абсолютно отсутствует целостная картина происходящего в Ливии, которую не только наша делегация, но и другие запрашивают", - прокомментировал сложившуюся ситуацию Панкин.

Вопреки очевидным фактам на Западе продолжают настаивать, что свержение Каддафи сделало Ливию более демократичной страной, которая сотрудничает с международным сообществом. И не хотят видеть того, что нынешняя Ливия стала квазигосударством, распавшимся на независимые, враждующие друг с другом за доходы от нефти части.

России не стоит рассчитывать на помощь Запада в освобождении из ливийской тюрьмы своих соотечественников. Бесполезно вести на этот счет переговоры и с Триполи: центральная власть в Ливии ничего не решает и выступает только в качестве относительно честного посредника при передаче выкупа за заложников полевым командирам. Нельзя исключать, что за свои услуги чиновники в Триполи получают определенный процент от сделки. России следует принять эти правила игры и перестать надеяться на цивилизованное решение вопроса об арестованных. Возможно, кроме проведения специальных мероприятий в отношении захвативших россиян террористических групп Москве следует задействовать международные структуры, отвечающие за права человека, для подготовки докладов о ситуации в Ливии. Только в этом случае появится шанс, что официальный Триполи вмешается в ситуацию по своим каналам и ставшие заложниками местных бандитов россияне, украинцы и белорусы вернутся на родину.