Сергей Аракелов: Внесудебное урегулирование - лучший способ решения конфликта

Высший арбитражный суд РФ утвердил мировое соглашение между Федеральной налоговой службой и компанией "Лоялти партнерс восток" (оператор программы "Малина"), создав тем самым прецедентное событие. Данный спор возник еще в 2010 г. после вынесения ИФНС России N 22 по г. Москве решения о доначислении компанией более 100 млн рублей налогов, пени и санкций.

Не согласившись с указанным решением, компания обратилась в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным, налоговая со своей стороны обратилась со встречным иском о взыскании доначисленных по решению сумм налогов, пени и санкций. Третьими лицами по данному делу были привлечены компании - участники программы лояльности, такие как "ВымпелКом", "Росинтер ресторантс", "Аптеки 36,6", "Петрол комплекс эквипмент кампании" и другие.

В судебном процессе "Лоялти партнерс восток" утверждало, что участвующие в программе лояльности компании - партнеры программы "Малина", реализуя свои товары и услуги со скидкой, денежные средства клиентов в размере соответствующей скидки перечисляют оператору программы "Малина" как предварительную оплату от клиентов за поощрительные товары. Из данной обществом квалификации следовало, что полученные им денежные средства в размере скидки не должны учитываться в составе доходов в момент их получения.

Суды первой и апелляционной инстанций рассмотрели дело в пользу налогового органа, но суд кассационной инстанции поддержал позицию налогоплательщика. Не согласившись с постановлением кассационной инстанции, налоговый орган обратился в ВАС РФ с заявлением о пересмотре указанного постановления в порядке надзора.

В определении ВАС РФ о передаче дела на рассмотрение в Президиум ВАС РФ тройкой судей был сделан вывод, что для целей налогообложения поступающие от партнеров программы "Малина" платежи являются оплатой маркетинговых услуг заявителя, направленных на привлечение и удержание потребителей. Но еще до рассмотрения дела Президиумом ВАС РФ между налоговым органом и "Лоялти партнерс восток" было заключено мировое соглашение, подписанное компаниями "ВымпелКом", "Росинтер ресторантс", "Петрол комплекс эквипмент кампании" и представлено в ВАС РФ для утверждения. Данным соглашением "Лоялти партнерс восток" признает правомерность квалификации полученных сумм в качестве оплаты услуг и таким образом признает налоговую обязанность по уплате соответствующих сумм в бюджет в момент получения сумм от партнеров программы, а не в момент передачи поощрительных товаров физическим лицам - участникам программы.

ФНС, в свою очередь, признало, что передача заявителем поощрительных товаров участникам программы "Малина" носит возмездный характер и осуществляется в целях оказания заявителем услуг партнерам программы "Малина" по привлечению и удержанию потребителей - участников программы "Малина", в связи с чем у участников программы не возникает обязанности по исчислению и уплате НДФЛ при получении поощрительных товаров. На заседании представители ФНС пояснили, что эта позиция полностью соответствует установленным в ходе проверки обстоятельствам, нормам налогового законодательства и разъяснениям Минфина России, полученным ФНС по данному вопросу. Таким образом, этим мировым соглашением фактически стороны признали правомерность доначисленных сумм налогов и обязанность "Лоялти партнерс восток" уплаты соответствующих налогов в бюджет.

Вопрос о возможности заключения мировых соглашений с налоговыми органами уже неоднократно поднимался и судейским сообществом, и самой службой. Например, глава ВАС РФ Антон Иванов в сентябре 2011 г. во время международного форума стран Азиатско-Тихоокеанского региона отметил, что ФНС неохотно идет на заключение мировых соглашений с налогоплательщиками. Однако, по его мнению, ряд налоговых споров наиболее полезно решать заключением мирового соглашения, поскольку при рассмотрении таких споров ни налоговые органы, ни налогоплательщики не могут быть уверены, чью позицию изберет суд. В свою очередь, Михаил Мишустин, глава ФНС России, выступая в октябре на IV Международной конференции "Медиация - инвестиция в будущее", заявил о готовности применять медиативные подходы при организации работы с налогоплательщиками и при досудебном разрешении налоговых споров.

За последний год ФНС России действительно много сделано для развития института досудебного урегулирования налоговых споров. Введение данной процедуры вывело налоговое администрирование на качественно новый уровень, так как внутренние пересмотры не только позволили снизить конфликтность с налогоплательщиками и разгрузить суды, но и повысить качество принимаемых решений налоговых органов. В настоящее время ФНС активно выступает за развитие и внедрение различных механизмов альтернативного разрешения налоговых споров. В качестве примера таких примирительных процедур можно привести заключение ФНС соглашений о ценообразовании для целей налогообложения. ФНС России в настоящее время ведется активная работа по внесению изменений в налоговое законодательство в части совершенствования досудебной системы рассмотрения споров.

Заключение мировых соглашений является одним из реальных инструментов для урегулирования конфликта. Несмотря на то что НК РФ не предусматривает процедуры заключения мирового соглашения, АПК РФ содержит положения, позволяющие по спорам, которые вытекают из административных правоотношений, достигать урегулирования спора путем заключения мирового соглашения. Законодательством предусмотрен порядок его принятия, рассмотрения и подписания. При этом заключить мировое соглашение стороны могут на любой стадии процесса.

Заключение мирового соглашения позволяет налогоплательщикам и налоговым органам не только избежать судебного разбирательства, но и в рамках закона охватить широкий круг вопросов, возникающих между сторонами. Например, в рамках дела компании "Лоялти партнерс восток" заключение мирового соглашения позволило со стороны компании защитить интересы третьих лиц, репутацию компании, для ФНС результат мирового соглашения - уплата всех доначисленных по проверке сумм налогов в бюджет в полном объеме.

Внесудебное урегулирование споров - это наиболее выгодный способ решения конфликта для обеих сторон, и представляется, что именно эффективное использование примирительных процедур позволит создать эффективную налоговую систему.