Так, в Госдуме с апреля 2011 года находится на рассмотрении законопроект "О внесении изменения в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" как раз об обязанности налогового агента уплачивать НДФЛ по месту жительства налогоплательщика. Но вот правительство не поддерживает представленный законопроект, поскольку документом не установлен механизм исполнения работодателями обязанности перечислять НДФЛ по месту жительства налогоплательщиков.
А "формальное" исполнение инициативы Шойгу по сути может привести к ограничению права на труд в Москве, поскольку нельзя исключать, что работодатель будет отдавать предпочтение тем работникам, на которых отдельно не нужно будет выписывать платежку на перечисление НДФЛ в бюджет, например, Самарской области. "Идея нехороша и тем, что многие работники не имеют регистрации по месту жительства в Московской области, хотя и живут в ней. Тем самым бюджет МО в отношении этих людей так и не получит желаемых им сумм", - пояснил Павел Посашков.
С ним согласна руководитель налоговой практики "ФинЭкспертизы" Нина Козлова. Переложить на налоговые органы или казначейства функцию по перераспределению полученного, к примеру, бюджетом Москвы, НДФЛ между другими регионами в зависимости от места жительства его налогоплательщиков вряд ли удастся. "Дискуссия на эту тему регулярно возобновляется в течение последних 10 лет, - говорит эксперт. - Не меньше заинтересована в изменении существующего принципа уплаты НДФЛ и Ленобласть. Руководство ряда регионов неоднократно выходило с законодательной инициативой, призванной изменить положение дел, но пока безрезультатно".
В случае принятия поправок бухгалтерам придется столкнуться с целым ворохом проблем. "С одной стороны, безусловно, есть логика в ситуации, когда налог на доходы поступает в тот бюджет, откуда финансируется содержание социальной и иной инфраструктуры лица, которое такую инфраструктуру использует. С другой стороны, наличие регистрации в определенном регионе в действительности не означает, что лицо там же проживает и использует ресурсы данного региона. Кроме того, даже в ситуации, когда обычная организация уплачивает 3 - 5 налогов в 2 - 3 бюджета, возникает немало проблем, связанных с тем, что компания не успевает отследить изменение платежных реквизитов, кодов и так далее и перечисленный ею налог не считается уплаченным. Если придется отслеживать по нескольким тысячам сотрудников такую информацию, вероятность ошибки увеличивается в разы", - говорит руководитель департамента налогов и права "Бейкер Тилли Русаудит" Эдуард Кучеров.