02.07.2012 23:41
    Поделиться

    Российские компании не согласны отдавать ИТ-системы на аутсорсинг

    Крупнейшие российские компании пока не готовы отдавать процессы выстраивания ИТ-систем на аутсорсинг и предпочитают создавать собственные глобальные интеграторы. Однако необходимость в подобных системах чувствуется сегодня во всех отраслях -- от энергетики до сельского хозяйства, при этом эксперты подчеркивают, что конкуренция обостряется не в сегменте цен, а в области новых технологий. К таким выводам пришли участники III конференции "ИТ-стратегии бизнеса".

    Ключевым вопросом для многих компаний остается проблема управления - бизнес управляет ИТ или ИТ управляют бизнесом? Сегодня распространены три стратегии взаимодействия: в некоторых компаниях ИТ реагируют на запросы бизнеса, что называется, "закрывают дыры", в других ИТ-сектор сам является лидером, ставящим задачи и предлагающим решения, в третьих принята смешанная модель. "Подразделениям нужны услуги, им нужно показывать результат, в том числе экономический, и ИТ должны им в этом помогать. Нужно доказать и убедить, что использование новых технологий повысит эффективность", - отметил директор по науке НИИ информационных и перспективных технологий МФТИ Игорь Кадощук. Директор по ИТ ГК "Независимость" Сергей Потапов обратил внимание, что в компаниях часто недооценивается необходимость комплексного подхода при автоматизации. По его словам, "четвертое колесо" в известном треугольнике "люди - процессы - технологии" - это общее видение и понимание, как должны меняться бизнес-процессы.

    В ИТ-стратегиях крупнейших предприятий реального сектора учитываются разные задачи - это зависит и от отрасли, и от структуры холдинга, и от его бизнес-целей на данный момент. Например, в ФСК ЕЭС ИТ-стратегия учитывает масштабируемость технологий, географию распределения, наблюдаемость проектов, а также конвергенцию ИТ и телекоммуникаций. Как рассказал зампред правления ФСК ЕЭС Дмитрий Гуревич, принятая в компании стратегия предусматривает автоматизацию инвестиционной деятельности, оперативного управления и мониторинга Сети, управления активами ЕНЭС (единая национальная электрическая сеть), финансово-экономической деятельности, общекорпоративных сервисов и программу развития ИТ и интеграции. "Для больших госкомпаний переломным моментом было осознание того, что надо переходить на те рельсы, по которым работает большинство крупнейших компаний мира. Электроэнергетика сегодня - это одна большая ИТ-система. Это свершившийся факт, и мы идем к тому, что это будет полностью саморегулирующаяся система. Что давно присутствует, например, в сетях связи", - отметил Гуревич.

    Во многих компаниях основные цели ИТ - это поддержка вертикальной интеграции холдинга и обеспечение единого информационного пространства. Еще одной из задач, решить которые призваны новые технологии, может быть оптимизация численности персонала и приведение ее в соответствие со среднерыночными показателями. "Мы не хотим иметь огромный R&D штат и бюджет, а хотим найти лучшие решения, оптимальные для нашего бизнеса. Еще одна цель - обеспечение индустриального лидерства, то есть использовать ИТ как конкурентное преимущество. Но в нашей отрасли этого добиться сложно, так как сталеплавильное и прокатное производство не сильно изменилось за последние годы", - сказал директор по информационным технологиям ОАО "Северсталь" Евгений Чаркин. Заместитель гендиректора по ИТ агрохолдинга "Разгуляй" Александр Краснов добавил, что правильно выстроенные ИТ-системы позволяют избежать и множества других проблем - длительного срока формирования управленческой отчетности, многократного ввода данных, сложности коммуникаций между структурами холдинга и др. Система помогает оперативно получать корпоративную информацию и построить платформу для унификации учетных политик холдинга.

    В развитии ИТ-технологий во всем мире сегодня можно выделить четыре основные тенденции, считает директор департамента по работе с государственными и общественными организациями Microsoft Дмитрий Иванников. Это все возрастающая доступность технологий, появление естественных пользовательских интерфейсов, развитие искусственного интеллекта, а также консьюмеризация (внедрение пользовательских устройств (смартфонов, планшетов) в корпоративную ИТ-систему) и комодитизация (стандартизирование с усредненным качеством). ИТ-требования клиентов возрастают, они все чаще демонстрируют нулевую лояльность, увеличивается потребность в персональном отношении. Возникают новые услуги и продукты, которые вытесняют традиционные, в самых разных бизнесах. Эксперт также обратил внимание на колоссальное развитие облачных технологий. По его словам, облако - очевидный следующий шаг к созданию "разумного" вычислительного ресурса, который бы проникал насквозь в разные сферы жизни человека и соединял огромное количество устройств. Перед ИТ-директорами сегодня стоят инфраструктурные задачи по созданию облаков. Что оставить в частном облаке, что передать в публичное, как создать гибридное государственно-частное облако? От решения этих задач зависит эффективность бизнеса. "Надо понимать, что бизнес очень часто не знает, какие изменения ему нужны. ИТ-директор должен стать лидером этих изменений", - уверен Иванников. Информационные технологии могут дать компании возможность повысить свою конкурентоспособность и стать как средством, так и источником преобразований.

    Поделиться