Новости

В Торгово-промышленной палате РФ состоялся вебинар "Особые экономические зоны как инструмент привлечения инвестиций". Изменения в ФЗ-116 об ОЭЗ, вступившие в силу с начала этого года, приблизили российские ОЭЗ к международным стандартам и сделали их более понятными для иностранных инвесторов.

Так, период действия особых зон увеличен с 20 до 49 лет, что позволяет инвесторам лучше спланировать стратегию развития производств. Увеличена площадь территории ОЭЗ - скажем, для промышленно-производственного типа (ППТ) с 20 до 40 кв. км. Капитальные вложения (не менее 40 млн руб.) резидентов должны вноситься в течение 3 лет (раньше - 1 год). Для резидентов технико-внедренческих зон (ТВТ) до начала 2018 года ставка по налогу на прибыль установлена в 0%. Судостроительные компании - резиденты ОЭЗ ППТ - получили льготы по налогу на имущество. Установлен упрощенный миграционный режим для высококвалифицированных иностранных специалистов, в отношении их доходов применяется ставка НДФЛ в 13% (раньше 30%).

Тем не менее, как подчеркнул председатель комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян, ОЭЗ нуждаются в дальнейшем совершенствовании нормативно-правовой базы, отладке механизмов ГЧП, создании комфортных условий для работы резидентов. Экономическая автономия ОЭЗ сегодня находит понимание далеко не у всех органов надзора и муниципальных властей. Директор по управлению качеством и методологией аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа" Лариса Семенюк привела такой пример. Компаниям-инвесторам ОЭЗ "Зеленоград" сулили всевозможные преференции: освобождение от налогов на землю, транспорт и имущество на 5 лет, снижение налога на прибыль до 15,5% и страховых взносов до 14%. Но местная ИФНС выкатила им налоги по полной программе в соответствии с НК РФ - особый режим ОЭЗ им не указ. В итоге резиденты львиную долю времени проводят на судебных заседаниях, а вложенные деньги не работают.

Плюс ко всему, добавила Лариса Семенюк, в нормативной базе зон остаются значительные пробелы. Так, нормы по раскрытию информации в стандартном бизнес-плане резидента представляются инвесторам чрезмерными, нарушающими коммерческую тайну. Проблемы возникают и при получении заключений на бизнес-план - их отказываются выдавать даже крупные кредитные организации. Недостаточно эффективен механизм "одного окна": многие шаги приходится согласовывать в Москве, а не на местах. И срок согласования отдельных проектов порой превышает год, что здорово охлаждает энтузиазм потенциальных инвесторов.

Эти и другие моменты приводят к тому, что вложения государства в развитие ОЭЗ пока значительно превышают частный капитал. Исключение здесь составляют зоны ППТ, где по итогам прошлого года фактический объем частных инвестиций превысил объем бюджетных более чем на 19,5 млрд руб., или на 86% ( 42,3 млрд руб. против 22,7 млрд). В зонах других типов, по словам главы ОАО "ОЭЗ" Олега Костина, ситуация хуже. Так для ОЭЗ ТВТ соотношение государственного и частного капитала составило 40,2 и 6,9 млрд руб., для туристско-рекреационных (ТРТ) зон - 9,3 и 0,3 млрд. Хуже всего дела обстоят у ОЭЗ портового типа (ПТ), где частные вложения составили ноль рублей ноль копеек. Справедливости ради заметим, что и из бюжета им перепало всего 80 млн рублей...

Среди успешно действующих зон Олег Костин отметил три: Алабугу (Татарстан, ППТ), Томск (ТВТ) и Дубну (ТВТ). Так, в Алабуге зарегистрировано 25 компаний, пять из них активно работают в производстве автомобилей, стекловолокна и продукции на его основе, минеральной ваты и др. Общий объем товарооборота за 2011 год составил почти 323 млн долл. (32,26 тыс. тонн в натуральном выражении). Елабужский таможенный пост перечислил в федеральный бюджет 203,4 млн руб.

В Дубне в прошлом году было зарегистрировано 82 резидента, и что примечательно, из них только 7 - крупные предприятия, а остальные - средние (26) и малые (49). Приоритетные виды деятельности здесь - информационные, ядерные, био- и медицинские технологии. Но даже у передовиков производства хватает проблем. Как отметил президент ТПП Дубны Владимир Бобров, это состояние социальной инфраструктуры (не хватает жилья для специалистов, а из Москвы за 120 км не наездишься), недостаток энергомощностей. Однако в ближайшие несколько лет здесь намечено возвести почти 600 тыс. кв. м жилья, так что ситуация должна измениться к лучшему. Общий объем инвестиций в развитие ОЭЗ до 2016 года составит 47,5 млрд руб., из них бюджетных - 17,7 млрд. Планируется пустить 7 новых производств в сфере нанотехнологий.

Зоны туристско-рекреационного типа в стране развиваются пока вяло. Как считает министр экономики Республики Бурятия Татьяна Думнова, главным образом их тормозит отсутствие продуманной стратегии развития туризма в России вообще и грамотно сформированного туристического продукта, недостаточного уровня маркетинга туруслуг, слабой сети по их продвижению. В этой ситуации создавать отдельные туристические "оазисы" весьма затруднительно. Особенно в районе Байкала, где с экологами приходится согласовывать уничтожение чуть ли не каждой былинки.

Тем не менее, несмотря на все проблемы, инвесторы в принципе считают наши ОЭЗ перспективными для вложения капитала, ибо так или иначе, но треть средств за счет преференций удается сэкономить в сравнении с открытием производства "вне зоны". Но мнение главного экономиста Всемирного банка Индермита Гилла все еще остается актуальным: "Россия недоиспользует потенциал ОЭЗ как инструмента стимулирования роста экономики страны. Нужно внедрять более эффективные модели управления существующими зонами и не бояться создавать новые".

Экономика Макроэкономика Особые экономические зоны в РФ