Новости

03.07.2012 00:42
Рубрика: Экономика

Париж прокатит с ветерком

У Кутузовского проспекта появится платный дублер
Российской экономике необходимо привлечение частных партнеров для реализации крупных государственных инфраструктурных проектов. Это позволит стране развиваться и достойно конкурировать с ведущими мировыми державами. Я хотел бы подчеркнуть важность сотрудничества в данной области между Россией и Францией - страной, которая за 2011 год реализовала 62% из всех проектов ГЧП Евросоюза.

Франция давно осознала практическую пользу ГЧП. Особенно это проявилось в трудные кризисные годы, когда государственное финансирование неуклонно падало вниз. Тогда ГЧП позволило реализовать наиболее важные социальные проекты, одновременно обеспечив французские предприятия долгосрочными контрактами. И сейчас французские власти намерены активно использовать механизмы ГЧП, подключая к процессу малый и средний бизнес.

Пока в России государственно-частное партнерство находится в стадии становления, Франция активно использует этот механизм в таких отраслях, как возобновляемая энергетика, водоснабжение, транспортная инфраструктура, ЖКХ, здравоохранение, спортивная инфраструктура и т. д. Вернемся к цифрам - за шесть лет, с 2004 по 2010 год, французские власти совместно с бизнесом реализовали 77 крупнейших проектов на сумму более 3,5 млрд евро. Согласно данным Министерства финансов Франции, за десять лет, с 2010 по 2020 год на проекты ГЧП будет выделено более 60 млрд евро. Франция доказала: сотрудничество бизнеса и государства позволяет оперативно и на высоком уровне реализовывать крупные значимые проекты.

Эксперты предписывают России широкие перспективы для развития форм ГЧП. Конечно, отсутствие федерального закона, регулирующего ГЧП, и неравноправные условия участников процесса сильно тормозят это развитие. Но это не значит, что ничего сделать нельзя - опыт Франции может и должен способствовать развитию ГЧП в РФ. Французские коллеги это уже доказали на примере совместных франко-российских проектов с использованием механизмов ГЧП. Еще три года назад французская компания Vinci подписала соглашение с Федеральным дорожным агентством о строительстве и эксплуатации одной из первых платных автодорог России - "Москва - Санкт-Петербург" на участке 15-58-й километр. Это крупный проект, стоимость строительства которого оценивается в 500-550 млрд рублей. Любопытный факт: трасса "Москва - Санкт-Петербург" стала первой концессией со времен Российской империи.

Еще один яркий опыт - реализация Стратегии развития Северного Кавказа. В сентябре прошлого года на Международном инвестиционном форуме в Сочи состоялось подписание соглашения между госкорпорацией "Курорты Северного Кавказа" и французским государственным банком "Caisse des de'pots et consignations" о создании совместного предприятия. Это сотрудничество предполагает строительство более 800 км горнолыжных трасс и более 100 тысяч мест для размещения туристов. Что это дает региону? В первую очередь это огромная поддержка для жителей Северного Кавказа. Будет трасса - будет 330 тысяч рабочих мест, и даже больше. Вот здесь видно, что в ГЧП заинтересованы не две стороны, а три: государство, бизнес и общество. И выигрывать от такого трехстороннего сотрудничества могут все - "Курорты Северного Кавказа" служат тому доказательством.

Если говорить о механизмах ГЧП в таких сферах, как ЖКХ и энергетика, то и здесь есть пример использования французского опыта. В 2010 году был подписан Меморандум между "Холдингом МРСК" и французской компанией ERDF. Тогда ERDF получила в управление Томскую распределительную сетевую компанию до 31 декабря 2019 года. В этом же году Veolia Voda выиграла тендер на реорганизацию системы снабжения и водоотведения в Томской области на период до 2040 года. За эти годы Veolia Voda берет на себя обязательства внедрить на территории новые технологии и реконструировать сети водоснабжения и водоотведения.

У себя в CCIFR мы создали собственный комитет по ГЧП, который является дискуссионной площадкой для решения общественно значимых проблем и обсуждения перспектив ГЧП как с нашими компаниями-членами, так и с государственными органами. Поняв, насколько важен французский опыт в таком серьезном проекте, как "Большая Москва", мы собрали все стороны и обсудили наиболее важные вопросы на конференции "Большая Москва - Большой Париж", куда пригласили как правительство Москвы, так и представителей французских правительственных и бизнес-структур. Мы рассмотрели опыт разработки и осуществления инвестпрограмм в рамках проекта "Большой Париж" и перспективы реализации проекта "Большая Москва".

Отдельной темой конференции стало обсуждение механизмов финансирования проектов в различных секторах инфраструктуры мегаполиса, а также возможности применения моделей ГЧП. Наиболее сложной и затратной частью проекта "Большая Москва" является развитие дорожно-транспортной системы. И здесь дополнительные частные инвестиции, в том числе иностранные, могут послужить серьезным подспорьем для своевременного и качественного старта проекта расширения столицы. К примеру, заместитель мэра Москвы Андрей Шаронов допустил строительство платной автомагистрали, дублирующей перегруженный Кутузовский проспект. Это весьма затратный проект, где большую часть средств придется потратить на выкуп дорогих участков земли. По словам Шаронова, ни у Москвы, ни у РФ свободных денег на такую масштабную стройку нет. Но при наличии партнера-частника построить платную дорогу, тем самым разгрузив Кутузовский, вполне реально. Естественно при условии сохранения альтернативного бесплатного пути для автомобилистов.

Павел Шинский,

генеральный директор Франко-российской

торгово-промышленной палаты (CCIFR)

Экономика Транспорт