Отметив жесткую реалию - дефицит пенсионной системы, - Валерий Рязанский предупредил, что при обсуждении законопроекта не обойдется без темы усиления налогообложения в тех отраслях, где сегодня люди досрочно выходят на пенсию. "Если работодатели не обеспечивают такие условия труда, при которых их работники не могут трудиться до 55-60 лет, то выплачивать пенсии будут сами", - обрисовал Рязанский возможный контур предстоящих дискуссий по пенсионной реформе. Кроме того, по его словам, авторы законопроекта предложат мотивировать более поздний выход на пенсию граждан. Главным образом тем, что у этих людей размеры пенсий будут больше, чем у тех, кто выйдет на заслуженный отдых строго по установленному законом сроку. Для граждан это не будет обременительно с учетом того, что сегодня многие не спешат "отойти от дел". Сейчас, как известно, в России свыше 13 миллионов пенсионеров продолжают работать: женщины, как правило, добровольно растягивают свой трудоспособный возраст до 60-62 лет, мужчины и того больше - до 67-68 лет.
Дискуссии среди экспертов, похоже, не избежать и по поводу создания в России специального ведомства по управлению резервами страны. Речь идет о Российском финансовом агентстве. "На фоне продолжающегося мирового кризиса средств в Резервном фонде уже в 2,5 раза меньше, чем было, и каким образом ими будет управлять агентство?" - выразил сомнение директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Ему оппонировал член Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Евгений Федоров. По его словам, как раз на фоне глобального экономического кризиса радикальные перемены в управлении денежными резервами, причем впервые за 20 лет, это поворотный пункт, связанный с защитой национальной экономики, бюджета и налогоплательщиков. То, что в России будет создана принципиально новая конструкция правительственного управления "длинными деньгами", по мнению депутата, приведет к более эффективной "работе" этих средств.
О том, что Послание пронизано более жесткими подходами к бюджетной политике в связи с глобальной рецессией, не отрицал никто из участников пресс-конференции. Каждый подчеркнул позитив, который содержится в ужесточении контроля над госрасходами в связи с переходом от нынешних федеральных целевых программ к программному госфинансированию. А также - к персональной ответственности министров не только за освоение выделенных на эти проекты средств, но и за достигнутые "натуральные показатели". О том, что система меняющегося стратегического управления - это самое главное в Бюджетном послании, отметил и руководитель Аналитического центра при правительстве РФ Алексей Макушкин.
Однако он же заострил вопрос на том, что тема формирования государственных программ - не нова для российских чиновников. Но сегодня основное - это качество проектов, которое до сих пор никого не удовлетворяло. "Научимся ли мы делать эти госпрограммы лучше прежних? Вот что главное. И это остается риском", - признал Макушкин. Более того, по его словам, пока не ясно, кто будет курировать эту деятельность, по каким критериям, в каком процентном соотношении от общих бюджетных расходов эти программы будут финансироваться. Аналитик дал понять, что реально удастся сверстать "строго программный бюджет только с 2014 года - слишком много возникнет организационно-методических проблем".