03.07.2012 14:45
    Поделиться

    В Псковской области построили пять таможенных терминалов

    В псковской области реализованы пять проектов по строительству таможенно-логистических терминалов (ТЛТ). Однако заработать в полную силу терминалы не могут из-за неразвитой транспортной и таможенной инфраструктуры.

    ТЛТ возводятся в рамках федеральной таможенной концепции. Согласно этому документу, процедура таможенного оформления экспортных и импортных грузов должна быть перенесена с внутренних таможенных постов к российским границам.

    Сейчас предприниматели, транспортирующие товары из зарубежных стран в Россию и наоборот, проходят процедуру досмотра и оформления грузов дважды: на так называемых внутренних российских таможнях, которые могут находиться в нескольких километрах от пограничных постов, и непосредственно на границе. Такая система неудобна как бизнесу, так и таможенному ведомству. Экспортеры и импортеры теряют из-за многочисленных досмотров время, таможенная служба - деньги: нередко случается, что в накладных на погранпереходах предприниматель указывает одну стоимость товара, а на внутренних таможенных пунктах - уже другую, более низкую.

    Решить проблему "двойных инвойсов" призваны современные таможенно-логистические терминалы. ТЛТ - это комплексы зданий и сооружений, где реализуются коммерческие услуги по таможенному оформлению, хранению товаров и транспортировке грузов внутрь страны. Они возводятся усилиями частных инвесторов в непосредственной близости от государственных границ и пропускных пунктов.

    Для выполнения государственных функций на территории ТЛТ в обязательном порядке должен функционировать таможенный орган. Кроме того, в рамках терминала могут создаваться таможенные склады, стационарные технические средства таможенного контроля, лаборатории, научно-исследовательские учреждения и таможенные учебные заведения.

    В Псковской области реализуются восемь проектов по строительству подобных таможенно-логистических комплексов. Строительство пяти терминалов вблизи международных автомобильных пунктов пропуска "Убылинка", "Шумилкино" и "Бурачки" уже завершено. Помимо охраняемых автостоянок, псковские ТЛТ оборудованы зонами временного хранения товаров под таможенным контролем, помещениями с техникой для радиационного контроля и холодильным оборудованием для грузов, требующих особых условий хранения. Терминалы располагают кабинетами для специалистов фитосанитарной и ветеринарной служб, дополнительными объектами инфраструктуры для отдыха и работы участников ВЭД. Частные инвестиции в каждый терминал составили от 300 миллионов до полумиллиарда рублей.

    При этом практически все сданные в эксплуатацию ТЛТ испытывают сейчас дефицит таможенных кадров. "В большинстве случаев штатная численность структурных подразделений таможенных органов занижена примерно в 10 раз, - прокомментировал ситуацию губернатор Псковской области Андрей Турчак. - По существующей кадровой проблеме на таможенно-логистических терминалах администрация Псковской области неоднократно обращалась в Северо-Западное таможенное управление, заявки передавались Федеральной таможенной службе. Но пока удалось частично решить вопрос только по одному ТЛТ, остальные заявки находятся в режиме ожидания".

    На таможенно-логистическом терминале "Убылинский", к примеру, вместо 100 сотрудников таможни в настоящий момент трудится 12. Но даже такой расклад можно назвать прогрессивным - по сравнению с ситуацией, сложившейся в прошлом году. Тогда новый современный терминал, введенный в эксплуатацию весной, не мог начать работу до осени по причине отсутствия на его площадях структурного подразделения таможенного органа.

    Еще одна проблема, мешающая развитию псковского транспортно-логистического сектора, заключается в неудовлетворительном состоянии дорог, которые ведут к пунктам пропуска. Как сообщил губернатор региона, администрация Псковской области подготовила обращение в министерство транспорта РФ с просьбой выделить дополнительные средства из Федерального дорожного фонда на ремонт подъездных путей. "В первую очередь речь идет о ремонте подъездной дороги и моста через реку Кухва, ведущих к МАПП "Лудонка", - подчеркнул Андрей Турчак. - "Лудонка" - это современный пункт пропуска, который был сдан два года назад, но дорогу, ведущую к нему, назвать иначе как "убитой" нельзя".

    Остановка по требованию

    На днях совещание, посвященное проблемам развития таможенно-логистической инфраструктуры на территории Псковской области, провел на площадке одного из псковских ТЛТ полномочный представитель президента РФ в СЗФО Николай Винниченко. По словам полпреда, решение об участии Псковской области в реализации Федеральной таможенной концепции, несмотря на все трудности, уже дало свои положительные результаты. "Помимо непосредственного строительства терминалов, в регионе обустраивается приграничная территория. Если ТЛТ начнут работу в полном объеме, в одном только Пыталовском районе будет создано порядка 150 новых рабочих мест", - отметил Николай Винниченко.

    По словам полпреда, Псковская область представляет исключительный интерес как транзитный регион, и одним из обязательных условий его развития является обустройство государственной границы. Обеспечение полноценной работы ТЛТ и ремонт дорог - это серьезный потенциал, который на сегодняшний день используется не до конца, а созданные терминалы загружены крайне слабо. Такая проблема существует не только в Псковской области, но и в других регионах Северо-Запада. Полпред обещал довести этот вопрос до руководства Федеральной таможенной службы РФ и проанализировать причины сбоя.

    Проблемы, связанные с некачественными приграничными трассами, испытывает и Калининградская область. Полтора года назад на калининградско-польской границе открылся новый автомобильный пункт пропуска "Мамоново-2". На строительство МАПП, общая пропускная способность которого составила четыре тысячи автомобилей в сутки, Европейский союз выделил 13,3 миллиона евро. Еще порядка 230 миллионов рублей добавил федеральный бюджет РФ.

    Однако до сих пор многие калининградцы предпочитают ездить в Польшу через старый погранпереход "Мамоново-1", способный пропускать в четыре раза меньше автомобилей, чем новый МАПП. Одна из причин состоит в том, что кусок региональной трассы, ведущий к важному транспортно-логистическому узлу, представляет собой разбитые бетонные плиты с неровными стыками. Заботливые немцы укладывали "берлинку" - дорогу от Кенигсберга до Берлина - еще в 30-х годах прошлого века. Участок пути от поворота на Ладушкин до "Мамоново-2" не ремонтировался с тех пор.

    Привести в порядок подъездную трассу региональные власти планировали с помощью грантов Евросоюза, в рамках программы приграничного сотрудничества "Литва - Польша - Россия". Но в этом году стало известно, что реконструкция "берлинки" не вошла в число проектов, которые получат финансирование ЕС.

    В конце прошлого года калининградское территориальное управление Федерального агентства по обустройству границы РФ выступило с инициативой, реализация которой позволила бы частично решить транспортную проблему многих приграничных регионов. Суть предложения проста: придать всем дорогам, ведущим к пограничным пунктам пропуска, федеральный статус и финансировать их обслуживание из федерального бюджета. Впрочем, пока дальнейшая судьба инициативы неизвестна, а деньги на ремонт подъездных путей регионального значения должны изыскивать власти субъектов РФ.

    Поделиться