Новости

06.07.2012 00:07
Рубрика: Культура

На экраны выходят "Римские приключения" Вуди Аллена

Понять, почему фильмы Вуди Аллена так неотразимы, невозможно, как нельзя понять, чем вкусно горькое на вкус пиво или чем прекрасно дерущее горло шампанское-брют. Наверное, чем-то надземным, иррациональным. Каким-то комплексом чувств, которые вызывают, как наркотик, привыкание. И радуешься знакомому каждый раз так, будто видишь впервые. Хотя заранее знаешь все до деталей. Сейчас вот душу ласкают мелодии странствий, открытие Алленом мира. Точнее, новое открытие хрестоматийного мира. Еще точнее: что будет, если в хрестоматийный, детально знакомый мир поместить Вуди Аллена.

Мелодии странствий ласкают нам душу. Чайковский в "Итальянском каприччио", Глинка в "Арагонской хоте", Бетховен в La gondoletta, Дворжак в симфонии "Из Нового света", Пуччини в опере "Турандот"  передают свое ощущение Италии, Испании, Америки, Китая... Большой знаток и любитель музыки, Вуди Аллен и свои фильмы строит по принципу музыкальных импровизаций: здесь не столько фабулы, сколько мотивы, темы, лейтмотивы, контрапункты и вариации. А также упоительные соло, блестящие дуэты и по-россиниевски виртуозные ансамбли. Досконально изучив бытовые ритмы нью-йоркских рэгтаймов и блюзов, он теперь собирает мотивы Венеции, Лондона, Барселоны, Парижа, не чураясь хрестоматийных - от типологических до сюжетных. Он стилизует свое кино под атмосферу этих городов - ту, что лучше всего сохранена в музыке и живописи. Он ловит их воздух, его дегустирует, как драгоценное вино, им наслаждается. И делится с нами. И при этом остается Вуди Алленом - нью-йоркским невротиком, который даже меланхолической старушке Европе сообщает такую неистовую импульсивность, что кажется, его герои живут в другом измерении времени, и что их энергетически подпитывает атомный реактор.

Теперь настала очередь Рима. "Римские приключения" (To Rome With Love) - не лучший, но любимый Аллен с его способностью любую муху превратить в слона, ленивый Рим - в лабиринт бушующих страстей, тихое журчание фонтана Треви - в океанский шторм. Как всегда у Аллена, все шторма к финалу затихнут, а запутавшиеся в лабиринте персонажи вернутся к точке, откуда все началось. На своем месте и ностальгическая любовь к дивной старой музыке - на сей раз на титрах зазвучит бессмертное Volare Модуньо, а великим Леонкавалло с Пуччини будет отдана одна из самых абсурдистских, самых пародийных и самых смешных новелл фильма.

Как всегда у Аллена, действие развивается по принципу песчинки, стронувшей лавину, и мы с самого начала предчувствуем, что коготок увяз - всей птичке пропасть. Случайная встреча, конечно же, у фонтана Треви разразится бурной любовью, и молодой американской туристке придется вызывать из Нью-Йорка папу с мамой, чтобы познакомить их с женихом по имени, разумеется, Микеланджело. Недовольные дочкиной причудой, папа с мамой обнаружат, что среди родителей жениха значится гробовщик, но у гробовщика обнаружится голос, а папа дочки как раз бывший оперный режиссер - и мы предвкушаем, к каким феерическим фиоритурам выведет эта сюжетная нить фильма.

А есть еще молодая счастливая пара, приехавшая из провинциального Порденоне завоевывать столицу, но жена выйдет в парикмахерскую и бесследно исчезнет в римских джунглях, а муж по недоразумению окажется в объятьях проститутки как раз в момент, когда навестить счастливую пару придут римские родственники. А есть еще ничем не примечательный римлянин, на которого вдруг нападут папарацци, и каждый его завтрак будет отслеживать телевидение. А есть еще усталый киношный секс-символ в поисках новых утех, профессиональный грабитель с пушкой в постели и тенор с мочалкой в душе. Все развивается по классической схеме водевильных недоразумений, и в руках другого режиссера было бы очередным комедийным трэшем. Но Аллен умеет и собственные любимые штампы обратить в вечнозеленые, всегда свежие занимательные открытия.

С возрастом он уже давно перешел на роли самопоглощенных зануд-резонеров, бурно переживающих четвертую молодость. Потом перестал сниматься вовсе. В "Римских приключениях" он отдал свою роль резонера Алеку Болдуину - и тот встретит в Риме копию себя молодого и будет с мудрым цинизмом комментировать любовные дилеммы юнца, заранее зная, чем они разрешатся. А себе Вуди Аллен взял роль того самого папы - бывшего оперного режиссера-авангардиста, не оставляющего надежды чем-нибудь поразить мир. Что может сотворить Вуди Аллен на оперной сцене, знают меломаны Лос-Анджелеса, где он не так давно ставил "Джанни Скикки" Пуччини. Теперь узнаем и мы.

Нечеловеческое обаяние Вуди Аллена и его режиссерское реноме обеспечивают ему мгновенное согласие любой суперзвезды, на которую он положит глаз и которой некоторое время сохраняет верность. В "Римском приключении" с ним вновь Пенелопа Крус (он ее снимал в "Вики Кристине Барселоне") и Джуди Дэвис, играющая у него уже в пятой картине. В роли юного двойника Алека Болдуина - Джесси Айзенберг из "Социальной сети", сексуальной романтички Моники - восходящая звезда из "Джуно" Эллен Пейдж. В других ролях когорта славных итальянских звезд, среди них Роберто Бениньи и один из ведущих итальянских оперных теноров Фабио Армилиато.

Культура Кино и ТВ Мировое кино Филиалы РГ Столица ЦФО Москва Гид-парк Кино и театр с Валерием Кичиным
Добавьте RG.RU 
в избранные источники