У многих Германия ассоциируется с пивными реками, хорошими машинами и ровными дорогами. И уж точно каждый знает поговорку "Что русскому хорошо, то немцу смерть". Но на самом ли деле это так? Сколько мифов и предрассудков касательно Германии скопилось в сознании россиян?
Корреспондент НТВ в Германии Константин Гольденцвайг и его съемочная группа решили узнать - существует ли на самом деле хваленый немецкий порядок и пунктуальность и проверить на прочность другие мифы о Германии.
Константин, побудительным мотивом к съемкам цикла стал перекрестный год России в Германии и Германии в России?
Константин Гольденцвайг: Мотивов было несколько. Мой коллега собкор НТВ во Франции Вадим Глускер снимал циклы фильмов про Францию и Италию, которые с успехом были показаны на телеканале. Мне предложили снять документальную историю про Германию, чему я был рад: это уникальная возможность показать столь подробно страну, в которой ты работаешь и которую любишь.
Я живу в Германии два года, а до этого регулярно ездил сюда: в командировки, на отдых, на учёбу, в гости к друзьям. Мы долго думали вместе с нашей московской командой, вместе с курировавшим проект Алексеем Пивоваровым, что и в каком формате нам рассказать об этой стране. Очевидно, что об истории как российско-немецких отношений, так и самой страны: от Дюрера до фюрера, от Ганзы до "Люфтганзы" - россиянам несложно узнать из книг, классической документалистики, музейных выставок. Всего этого в год России в Германии и Германии в России будет и так предостаточно. Мы же решили сосредоточиться на современной Германии - той, которую большинство наших соотечественников и не видело. Мы подумали: что, если взглянуть на страну глазами не журналиста, а наших же телезрителей - обычных россиян, большинство из которых в Германии и не бывало. Ведь та реакция, любопытство, недоумение, восхищение, те вопросы, которые будет задавать простой гость из России, - всё это намного ярче отразит и истинную Германию, и развенчает (или подтвердит) наши, русские, мифы о ней. Проведя тщательный кастинг, мы нашли пять таких человек - и из Москвы, и из российской глубинки. Как нам показалось, они являются весьма типичными носителями этих стереотипов о Германии. Принцип прост: один российский герой, один миф о немцах, одна серия, развенчивающая или подтверждающая его.
Что же за мифы будут в центре внимания?
Константин Гольденцвайг: Самые распространённые. Будто немцы - народ, лишённый чувства юмора, хлещущий пиво и поедающий рульки. Будто ездят только на лучших машинах, и будто донельзя воинственны. Будто у немцев столь же страстное отношение к автобанам и автопрому, сколь странное (для нас) к телу и сексу. Стандартный набор, знакомый каждому россиянину. А уж дальше, лишь оттолкнувшись от этого, мы показываем настоящую страну, практически всегда открывающуюся нашим героям с совсем других сторон.
Необычная структура для документального цикла.
Константин Гольденцвайг: Получается эдакое роуд-муви, кино - приключение. Мы колесим по стране, от города к городу, на красивых старых немецких и советских авто, связанных с прошлым Германии. А герой в каждой серии получает самые контрастные впечатления. Для нас было важно соблюсти эту контрастность, чтобы за впечатлением, которое разоблачает его предрассудки о стране, следовало нечто такое, что эти мифы, напротив, заново подтверждает. И в каждой серии есть такие неожиданные уходы в сторону от привычного круга ассоциаций.
Например, если мы снимаем серию о том, воинственный ли немцы народ, то мы не только на учениях в Бундесвере на танках гоняем, но и встречаемся вдруг с группой Scorpions, которая и для Германии, и для всего мира служит сущим воплощением миролюбия. Наш герой, конечно, поговорит с ними за пивом и спросит у них самих, что думают немцы: отчего же полмира по сей день считает их закоренелыми вояками? Или, когда другой наш гость, обычный охранник на обычной проходной, в фильме про пресловутый немецкий орднунг разъезжает в тщетных поисках этого порядка по всей Германии, кульминацией его путешествия становится не визит, скажем, в немецкую полицию, а Рейнский карнавал. Буйство красок и веселья. Мы, вообще, старались относиться и к самим себе в этом жанре, и к стране, о которой снимаем, с изрядной иронией: Показывать Германию без научно-исторического занудства, не в классическом репортерском ключе, а удивлёнными глазами обыкновенных россиян.
За что вы любите Германию?
Константин Гольденцвайг: Чем больше я узнаю эту страну, тем меньше Германия оказывается такой, какой ее обычно представляют себе в России. За эти неожиданности, за готовность открыться, тем, кому она действительно любопытна, близка, я и люблю Германию всё сильней. Ну и ещё за немцев, у которых, к слову, что бы ни говорили, отличное чувство юмора. За время съёмок цикла нам удалось внимательно, как никогда, присмотреться к ним. Пообщаться со знаменитыми и с простыми немцами не на корреспондентских скоростях, не набегу, а, что называется, за жизнь, от души. Мы снимали весело и, в хорошем смысле, провокационно, поначалу опасаясь, что сами немцы нас не поймут. Вдруг посчитают, что над ними смеются, и обидятся. Но меня поразило, что и у немцев, на самом деле, с самоиронией всё отлично. Этот народ - такой, какой он сейчас, а не в наших стереотипах - обладает удивительной способностью посмеяться над самими собой и над мифами о себе. Даже если мифы эти, в конце концов, оказываются правдой.