Европейские компании, покупающие российское топливо по долгосрочным контрактам, давно пытаются "раскрутить" "Газпром" на скидки. У многих получается. К примеру, в августе прошлого года успеха с помощью судебного иска добилась итальянская Edison. После чего в арбитраж на "Газпром" подал E.On. И тоже не без результата. Вчера немецкий концерн официально сообщил, что добился пересмотра условий контракта "задним числом", начиная с четвертого квартала 2010 года. Экономическая выгода только за первые шесть месяцев 2012 года, как ожидают в компании, составит миллиард евро.
Содиректор аналитического отдела "Инвесткафе" Григорий Бирг напоминает, что "Газпром" уже предоставил скидки на газ греческой DEPA, итальянской Eni, французской GDF Suez, немецкой Wingas, словацкой SPP и турецкой Botas, ряду других европейских потребителей. Как уточнял весной этого года зампред правления "Газпрома" Александр Медведев, в среднем контрактная стоимость топлива для европейских потребителей была снижена на 10 процентов.
Уступки, на которые идет "Газпром", негативно отражаются на финансовом состоянии компании, замечает Григорий Бирг. К примеру, 6-процентная скидка на газ одной только итальянской Eni обошлась российской компании в 450 миллионов долларов. Тем не менее эксперт полагает, что "Газпром" и дальше будет вести гибкую ценовую политику в отношениях с европейскими партнерами. Тем более что в арбитраже рассматривается еще один предъявленный "Газпрому" иск за авторством польской PGNiG. По мнению Бирга, в этом споре суд, скорее всего, тоже будет не на стороне российской монополии.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что дело не только в судебных разбирательствах. "Главная задача "Газпрома" - удержать позиции на европейском рынке, - замечает он. - В этой ситуации он будет идти на разумные уступки". Цена основного объема газа, который "Газпром" поставляет по долгосрочным контрактам, привязана к нефтяной корзине. Еще есть спотовый рынок, где топливо стоит дешевле, на него и ссылаются европейцы, добиваясь снижения цен. Для "Газпрома" это не особенно серьезный аргумент. На спотовом рынке нет того количества газа, которое требуется Европе.
Но есть другие риски. "Если разница в цене топлива, поставляемого "Газпромом" в рамках долгосрочных контрактов и того, которое продается на рынке, станет критической, может наступить "точка невозврата", - говорит Пикин. - Европейцы вложатся в новые технологии, переориентируются на другие источники и "Газпром" лишится позиций на важнейшем рынке. В компании понимают, что до предела лучше не доводить".