03.07.2012 23:40
    Поделиться

    Немецкий концерн получил скидку на российский газ

    "Газпром" пошел на очередные уступки европейским потребителям. На этот раз скидки на газ получил немецкий концерн E.On. Вчера стороны сообщили о завершении переговоров и прекращении разбирательства в арбитраже.

    Европейские компании, покупающие российское топливо по долгосрочным контрактам, давно пытаются "раскрутить" "Газпром" на скидки. У многих получается. К примеру, в августе прошлого года успеха с помощью судебного иска добилась итальянская Edison. После чего в арбитраж на "Газпром" подал E.On. И тоже не без результата. Вчера немецкий концерн официально сообщил, что добился пересмотра условий контракта "задним числом", начиная с четвертого квартала 2010 года. Экономическая выгода только за первые шесть месяцев 2012 года, как ожидают в компании, составит миллиард евро.

    450 миллионов долларов стоила "Газпрому" скидка итальянской Eni

    Содиректор аналитического отдела "Инвесткафе" Григорий Бирг напоминает, что "Газпром" уже предоставил скидки на газ греческой DEPA, итальянской Eni, французской GDF Suez, немецкой Wingas, словацкой SPP и турецкой Botas, ряду других европейских потребителей. Как уточнял весной этого года зампред правления "Газпрома" Александр Медведев, в среднем контрактная стоимость топлива для европейских потребителей была снижена на 10 процентов.

    Уступки, на которые идет "Газпром", негативно отражаются на финансовом состоянии компании, замечает Григорий Бирг. К примеру, 6-процентная скидка на газ одной только итальянской Eni обошлась российской компании в 450 миллионов долларов. Тем не менее эксперт полагает, что "Газпром" и дальше будет вести гибкую ценовую политику в отношениях с европейскими партнерами. Тем более что в арбитраже рассматривается еще один предъявленный "Газпрому" иск за авторством польской PGNiG. По мнению Бирга, в этом споре суд, скорее всего, тоже будет не на стороне российской монополии.

    Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что дело не только в судебных разбирательствах. "Главная задача "Газпрома" - удержать позиции на европейском рынке, - замечает он. - В этой ситуации он будет идти на разумные уступки". Цена основного объема газа, который "Газпром" поставляет по долгосрочным контрактам, привязана к нефтяной корзине. Еще есть спотовый рынок, где топливо стоит дешевле, на него и ссылаются европейцы, добиваясь снижения цен. Для "Газпрома" это не особенно серьезный аргумент. На спотовом рынке нет того количества газа, которое требуется Европе.

    Но есть другие риски. "Если разница в цене топлива, поставляемого "Газпромом" в рамках долгосрочных контрактов и того, которое продается на рынке, станет критической, может наступить "точка невозврата", - говорит Пикин. - Европейцы вложатся в новые технологии, переориентируются на другие источники и "Газпром" лишится позиций на важнейшем рынке. В компании понимают, что до предела лучше не доводить".

    Поделиться