Мастеру удалось вписаться в советскую действительность: не пришлось писать партийных бонз и посчастливилось удостоиться звания народного художника РСФСР. Он переводил кистью на холст бушующие и талые реки, дремлющие под снегом часовни, запечатлел пушкинские места, дом Чайковского в Клину, Баренцево море и Заполярье.
После Великой Отечественной войны художник приехал в Минск - писать с натуры город и окрестности. "Начало лета", "Старая белорусская деревня", "Сенницкая церковь" - в этих простых сюжетах передано настроение восстающей из руин страны. Но не через символику "трудового подвига", а через распускающиеся весной деревья, зеленеющие поля...
Пожалуй, лучшие натюрморты в белорусском искусстве создавал Иван Хруцкий, портреты - Валентий Ванькович, а пейзажи - Витольд Бялыницкий-Бируля. Все они стали великими мастерами в России, происходили из шляхетских семейств. Тем не менее каждый из них - белорус, не только по месту рождения, но и по сюжетам своих произведений.
Национальный художественный музей и издательство "Беларусь" с начала года приступили к изданию альбомов серии "Знаменитые художники из Беларуси". Уже вышли собрания произведений Хруцкого, Ваньковича, а сегодня в музее будет представлена книга репродукций полотен Бялыницкого-Бирули - к 140-летию со дня его рождения. Директор музея и составитель альбома Владимир Прокопцов:
- Книга малого формата и стоит, как чашка кофе с пирожным. За три года мы издадим 30 альбомов. На очереди - публикации произведений Язэпа Дроздовича, Фердинанда Рущица, Станислава Жуковского.
Жуковский, выходец из-под Гродно, также учился у Левитана. В 1899 году его "Лунная ночь" была приобретена Третьяковской галереей. К началу XX века Жуковский стал одним из самых известных в России импрессионистов. Участвовал в выставках "Мира искусства". Жил преимущественно в Москве. Организовал здесь частную школу, где преподавал до 1917 года.