Вчера глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко встретился с активом общественной организации "ОПОРА России". Стороны обсудили наиболее насущные проблемы. Одна из первых, которую поднял глава Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров, - это поддельные медкнижки.
"Я сам столкнулся с ситуацией, когда официант, проработавший у меня в ресторане порядка 10 лет и ежегодно предоставлявший медкнижку с отметкой о прохождении флюорографии, оказался болен туберкулезом", - рассказал он. Санитарная книжка оказалось поддельной, но ведь работодатель не криминалист, он не может отличить реальный документ от фальшивого. Тем более что выглядят они одинаково. При этом работодатель несет всю ответственность.
Геннадий Онищенко признал, что продажа санитарных книжек очень распространена, подделывают их качественно - по внешнему виду отличить настоящую медкнижку от фальшивки почти невозможно. И купить ее дешевле, чем пройти медкомиссию. "Можно провести "зачистку" - организовать рейды, изъять книжки, подать иски в суды, но нужны системные меры и подходы, которые мы и намерены разработать с бизнесом", - сказал он.
Как вообще можно решить эту проблему? По мнению Игоря Бухарова, можно, например, составить регистр выданных санитарных книжек или людей, прошедших медкомиссию, тогда можно было бы проверять, действительно ли человек обращался к врачам. Другой вариант - работодатели могли бы заключать прямые договоры с медучреждениями, чтобы работники проходили там медобследования.
Вообще, по словам лидера "ОПОРЫ России" Сергея Борисова, взаимодействие Роспотребнадзора и бизнес-ассоциаций идет не первый год, и это дает хорошие результаты. В частности, снизилось давление на бизнес. "Если возникают проблемы в регионах, мы оперативно реагируем и смотрим: если предприниматель сам виноват - ставим на место, если идет злоупотребление, например, отдельных представителей санитарных служб, разбираемся. Но в последнее время таких явлений стало меньше", - сказал Борисов.
По мнению представителей бизнеса, работники Роспотребнадзора должны обязательно консультировать предпринимателей по предъявляемым к ним требованиям, как это происходит за границей. "Специалист должен разъяснить, как должно быть. В том же ресторанном бизнесе, как выяснилось, много вопросов. А уже если предприниматель все выслушал, но продолжает грубо нарушать правила, то допустимы и внезапные проверки", - говорит Борисов. Геннадий Онищенко, в свою очередь, считает: для того чтобы специалист ведомства мог консультировать, должна быть создана специальная подструктура. При нынешних полномочиях он может только составить предписание, а это другой формат работы.