05.07.2012 09:45
    Поделиться

    Полярные путешественники дошли до родины Челюскина под Тулой

    Репортерская группа "РГ" провела один день с экспедицией, отправившейся на родину знаменитых туляков - участников Великой Северной Экспедиции 1733-1743 годов.

    В августе этого года под тульским Алексином состоится первый "Фестиваль великих путешественников". Он приурочен к 270-летию открытия Семеном Челюскиным самой северной точки Евразии - мыса, носящего сегодня его имя. А предваряет фестиваль небольшая по арктическим меркам экспедиция на родину туляков - первооткрывателей Севера. Их имена нанесены на все географические карты мира - это Алексей Чириков, Алексей Скуратов, Семен Челюскин, первая женщина в мире - исследователь Арктики Татьяна Прончищева и многие другие.

    Руководит экспедицией Почетный полярник, заслуженный мастер спорта, Президент Экспедиционного центра "Арктика" Русского Географического Общества и генеральный директор Фестиваля великих путешественников Владимир Чуков - единственный человек в мире, который автономно на лыжах четыре раза достиг Северного полюса.

    - Решили всколыхнуть общественность фестивалем, - поясняет известный полярник интерес к Тульской области. - Это наша идея. Когда мы обращались в администрацию области, сразу сказали, что денег не просим, только скажите, что, во-первых, вам это интересно, во-вторых, нам нужна некоторая организационная помощь. Вот они это делают, а мы делаем всю программу. А, чтобы подогреть интерес к фестивалю, отправились в поход по Упе, Исте и Оке, через восемь районов области. В 2002 году мы прошли маршрут от Ямала до Чукотки - прямо по кромке шли. Ходили по местам, которые они открывали, а теперь вот посмотрели, где родились. Без особых лирических отступлений - просто, что из себя представляет сегодня этот край. Край российской империи…

    Вышли из Тулы. Старт был торжественным, у красивого здания музея оружия, с наспех приведенной в порядок как бы набережной Упы. Именно "как бы набережной", поскольку к торжественному дню городские власти сумели лишь вырубить прибрежные кусты, да слегка почистить дно около берега.

    Что впрочем, не очень помогло: колесные вездеходы, прошедшие чуть ли не весь российский север, по Упе плыть не смогли - отойдя от берега на несколько метров прокололи колесо, поскольку дно реки в самом центре Тулы забито затонувшей арматурой. Но байдарки и надувные лодки, присоединившийся к путешественникам команды туристов из Богородицка, успешно отплыли. Им предстояло пройти 1200 километров.

    Мы их застали в дороге

    Однако между стартом и финишем случится может многое, а потому наша репортерская группа решила "поймать" путешественников где-нибудь в середине пути. Поймали в Одоеве. В этом старинном российском городке гостей встречали хлебом-солью. Не сказать, что весь город высыпал посмотреть на путешественников и их вездеходы, но обедать пригласили в лучшее местное кафе.

    К тому времени экспедиция уже побывала в селе Лужное - на родине Алексея Чирикова. Того самого, что был назначен Петром I заместителем Беринга в первой Камчатской экспедиции. Вместе с Берингом он совершил плавание в поисках пролива между Азией и Америкой.

    Затем во время второй Камчатской экспедиции суда Беринга и Чирикова потеряли друг друга в тумане и вели поиск Америки самостоятельно. "Святой Петр" Чирикова первым достиг Америки и затем прошел вдоль ее берегов более 400 километров.

    Спрашиваю у Владимира Чукова: как такое могло случиться, что столько людей, родившихся очень далеко от моря, стали знаменитыми путешественниками, капитанами - первооткрывателями?

    - Как человек, родившийся далеко от моря, мог заболеть этим? - поясняет знаменитый полярник.- Я слышал такую версию: Алексей Чириков был очень дружен с Витусом Берингом. Когда тому была поставлена задача формировать команду, не ту, которая открывала Аляску, а ту, что шла по территории России, он понял, что тут нужны люди российские. Беринг и обратился к Алексею Ильичу, а тот был дружен с Челюскиным… Первоначальная команда сформировалась здесь, на тульской земле.

    Неподалеку от Лужного в местечке Синегорье произошел почти курьезный случай. Экспедиция остановилась на привал под карьером, протянули веревки через дорогу, которая показалась заброшенной. И надо же - вдруг по ней решил проехать местный мужик на иномарке. Место стоянки объехал, потом вернулся и ну ругаться, мол, из-за вас, таких-сяких я вынужден в объезд ездить.

    Перед ним извинились, рассказали кто такие, что в этих местах делают, и что ненадолго все это. Через полчаса расставались друзьями: "Вот какие же вы молодцы, что про нашего Чирикова помните, что это все затеяли!" - восхищался скандалист. "Веревку-то снимать?" - вежливо поинтересовались путешественники. "Да, нет, конечно. И объезжать здесь совсем немного", - воскликнул мужик, явно забывший, с чего все началось.

    - Главное наше открытие - это люди, с которыми мы встретились, - считает Владимир Чуков. - Мы здесь познакомились с очень интересными людьми, добрыми, любящими свою землю. Это дорогого стоит. Тут и говорить много не надо.

    Другое открытие касалось самой реки. Дело в том, что, начиная от Тулы и до впадения Упы в Оку, члены экспедиции "мониторили реку". По словам руководителя тульской группы, так же заслуженного путешественника Александра Моисеева, Упа еще не утратила свойства самоочищения. Так, уже после деревни Першино в воде нет бутылок.

    Удивило то, что редкая серая цапля встречалась им чуть ли не каждые 40 минут. А еще Владимир Сергеевич Чуков не уставал восхищаться открывающимися видами - ну хороша природа в центре России.

    Есть такое слово "краеведение"

    В Одоеве путешественники отправились в местный краеведческий музей и музей филимоновской игрушки (саму деревню Филимоново они проехали накануне). Тот, кто думает, что маленькие провинциальные музеи никому не нужны, сильно ошибается. Только за тот небольшой промежуток времени, что мы провели в Одоевском музее, туда зашли несколько человек.

    Одни интересовались дворянскими усадьбами, расположенными на территории района, другие просто зашли поглазеть. Монахи Анастасьего монастыря принесли в дар музею старую ножную зингеровскую швейную машинку - не раритет, конечно, примерно начало прошлого века, но для небольшого музея - ценный экспонат.

    А еще - это музей, в котором все можно трогать руками. Так, внучка Чукова Маша впервые в жизни попробовала доставать ухватом котел из русской печки. Говорит, очень боялась уронить. Да и вполне взрослые люди узнали для себя много нового и любопытного. К примеру, в музее филимоновской игрушки им показали, как ее делают из синей глины, чем хороша и как ремесло возрождается, и что история этой игрушки уходит корнями в дальнее язычество.

    - Мы видим, что правы, что не для себя сходили, а рассказываем о таком интересном виде деятельности, как краеведение. Такое забытое слово, хорошее слово "краеведение", - рассуждает, выходя из музея Владимир Чуков. - Потому что люди должны знать, где они живут, историю края. Тогда у них и любовь появляется. Краеведение - есть основа, на которой эта самая любовь к родине появляется. Мы тут громкие слова произносим, патриотизм искусственный придумываем. А он вот с этого начинается. Если молодым вкладывать не навязчиво, просто открывать глаза на то, что их окружает. Ведь многие не знают о том мире, где живут. Стоит только об этом задуматься, сразу понимаешь, какое это богатство…

    "Самостийный" туризм

    Из Тулы в экспедицию выехали восемь человек. Одни передвигались на байдарках, другие - на "наших тарантасах", как назвал вездеходы Чуков. Часть пути двое членов экспедиции - от Воскресенского до Никольского - проехали на велосипедах. Несколько километров - от Супруто до Воскресенского - Александр Миллер прошел пешком. Словом, получилась действительно комплексная экспедиция.

    Но в Одоеве решили уже окончательно пересесть на вездеходы. Как пояснил руководитель экспедиции, это связано с тем, что уже отчаянно начали выбиваться из графика. Зато в Одоеве к путешественникам вновь присоединилась группа туристов из Богородицка, которая отстала после первого дня путешествия. Проделать вместе весь путь у них не получилось - работать все же надо, пояснил лидер этой компании.

    Под вечер путешественники отправились на областной слет юных туристов, который проходил километрах в пяти от Одоева. Мероприятие не запланированное, но - пригласили, как откажешь, пояснил известный полярник. Областной центр детско-юношеского туризма в этом году проводил свой 54-й слет. И тут возобновился разговор, начатый с участниками экспедиции еще в Одоеве, о развитии самодеятельного туризма.

    По некоторым оценкам, в СССР "самостийным" туризмом увлекались 18 миллионов человек. Практически при каждом заводе, в каждом городе были клубы туристов, где собирались единомышленники, в которых утверждались маршруты и руководители турпоходов (ими могли стать только люди, имеющие опыт походов высокой сложности), были инструкторские школы. Сегодня эта система разрушена практически до основания.

    - Основа была, ее практически свели на нет, - рассуждает Александр Моисеев. - Вот Чуков говорит: я не спортсмен, я - путешественник. В это понятие входит многое, в том числе и спорт, и духовная составляющая, и краеведческая, и эстетическая - туризм, как маленькая жизнь. Увы, туристы решили ассоциировать себя со спортсменами, и ушли под крыло Росспорта. И стали 151-м видом спорта после городков, лапты и т.д. Глобальная деятельность свелась к незначительному виду спорта, где есть определенные принципы - выше, быстрее, очки, голы, секунды. Но туристская деятельность не вписывается в эти параметры. А для того, чтобы быть спортсменами, создали туристские дистанции. Сейчас на туристских дистанциях стать мастером спорта может человек, никогда не ходивший в походы - достаточно просто участвовать в соревнованиях на дистанциях. И, когда мы говорим на уровне государства о развитии туризма, то государство понимает, что надо развивать вот эти дистанции. Но это уже совсем другое.

    Сегодня в законе о туристской деятельности о самодеятельном туризме нет ничего. Говорится лишь о спортивном туризме, но это часть туризма. Между тем люди по-прежнему хотят ходить в походы. Покупают снаряжение и отправляются, не имея никакого опыта.

    Эту потребность в последнее время пытается утолить коммерческий туризм. Человек зачастую с минимальным туристическим опытом набирает группу, берет деньги, ведет неподготовленных к тому, что их может ожидать, людей по одному ему известному маршруту, и фактически ни за что не отвечает. Не с этим ли связан рост трагических случаев в турпоходах?

    - Такая система может быть эффективна, как бизнес-проект. Но инструктор, не имеющий опыта походов высоких категорий, не проходивший инструкторские школы, - это просто опасно. Но проводить инструкторские школы сейчас некому, - рассказывает Александр.

    В настоящее время еще сохранилась структура детско-юношеского туризма, которая была создана в 30 годы прошлого века. В народном образовании станции юных туристов выжили за счет энтузиастов. При этом сегодня практически не выделяется денег на образовательный процесс в этих еще существующих туристических центрах - проводится за счет каких-то других программ, рассказал начальник отдела такого центра Сергей Мазникин.

    Он вспоминал, как в свое время начинал заниматься с шестиклассниками, а к 11 классу они уже ходили на Камчатку и Байкал. В 80-е годы проводились туристические семинары для учителей. Участники тех семинаров сегодня привезли школьников вот на этот областной слет. Им всем за 40 лет, а молодых энтузиастов что-то не находится. Да и откуда, когда зарплаты у педагогов в туристических центрах максимум 8 тысяч рублей?

    Им не оплачиваются ни командировочные, ни билеты, когда они выводят детей в походы. Да и само финансирование школьных походов постоянно сокращается. Так, в Богородицке еще в прошлом году за счет бюджета ходили в турпоходы 150 школьников, в этом - только 80. И это далеко не худший показатель.

    Так совпало, наш фотограф Владимир Дворецкий в свое время дважды встречал на Северном полюсе Владимира Чукова, возвращавшегося из экспедиции. Они то и дело переключались на воспоминания о тех путешествиях. Говорили, о забавных и страшных ситуациях, связанных с гибелью людей, вспоминали общих знакомых…

    Да и вообще к Чукову постоянно подходили люди, просившие рассказать про белых медведей, про дрейфующие льды… Кто-то спросил: "Тяжелейшие ситуации были? Ну так, чтобы ты решил, что все - безнадега? - Ну, как только ты решил, что безнадега, вот тут-то она и настанет", - ответил известный полярник.

    Между тем, наступало время готовить ужин. И для юных туристов, и для опытных путешественников оно проходит одинаково: кто-то идет за водой, кто-то разводит костер… Дело есть у каждого - в полевом лагере все равны. Но после всех наших разговоров в воздухе повис так и не заданный вопрос: сможет ли кто-то из этих школьников стать великим путешественником?

    Поделиться