Макет машины, созданной в 1834 году знаменитыми уральскими механиками отцом и сыном Черепановыми, установлен на территории учебного центра Дальневосточной железной дороги.
Хабаровский паровоз выполнен в натуральную величину с соблюдением всех технических особенностей по чертежам оригинальной конструкции, присланным из Новосибирска.
Колесные пары для него были изготовлены в локомотивном ремонтном депо Тынды, а за основные узлы, детали и окончательную сборку отвечали работники местных электромеханических мастерских. Над изготовлением памятника около двух месяцев трудились десять человек.
- Эта работа была сложной и нетипичной задачей для коллектива, - отмечает главный инженер мастерских Дмитрий Бурденко. - Все делалось вручную, а главными трудностями стали изготовление мелких деталей и работа с металлом. Однако благодаря слаженным действиям специалистов удалось построить удивительно похожий на оригинал макет.
Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы построили свою машину на Нижнетагильском горном заводе. Паровоз массой 2,4 тонны двигался по чугунным колесопроводам. Он возил более 3,3 тонны руды со скоростью от 13 до 16 километров в час.
Кстати
Изобретение слова "паровоз" приписывают публицисту, писателю и переводчику Николаю Гречу. До него паровоз называли по-разному: "самокатная паровая машина", "паровая фура", "паровая телега", "пароходка", "паровой дилижанс" и даже "пароход".