05.07.2012 09:52
Поделиться

В ДФО сохранят центры судостроения и судоремонта

В округе необходимо сохранить центры судостроения и судоремонта. Об этом заявил полпред президента РФ в ДФО - министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев. Что из себя представляет судостроительная и ремонтная база в регионах Дальневосточного федерального округа, выясняли корреспонденты "РГ".

В основе - оборонка

Около 90 процентов судостроительных и судоремонтных предприятий Приморского, Хабаровского и Камчатского краев объединяет Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС) - дочерняя структура Объединенной судостроительной корпорации.

- Государство поставило перед нами задачу развивать в регионе военный судоремонт для поддержки боеготовности Тихоокеанского флота и современное судостроение, - сообщил заместитель генерального директора ДЦСС Юрий Фильченок. - С этой целью создан Центр судоремонта - "Дальзавод" во Владивостоке. Его специализация - ремонт надводных кораблей и дизельных подводных лодок. Здесь реконструируется сухой док, строится ремонтная набережная для вертолетоносцев типа "Мистраль". В целом дальневосточные предприятия в состоянии обеспечить до половины потребностей военных и гражданских судов в ремонте.

В Приморье строительством и ремонтом судов заняты 14 предприятий. Основные заказчики - минобороны, ФСБ, Бассейновое управление поисковых и аварийно-спасательных работ, различные НИИ. Есть среди них и коммерческие структуры, но пока большинство предпочитает заграницу.

В Приморье возводят одну из самых современных и крупных верфей в стране, где будут выпускать морские суда водоизмещением до 350 тысяч тонн

На заводе "Звезда" в Большом Камне, который традиционно занимается ремонтом атомных подводных лодок, акцент в развитии ныне сделан на судостроительный комплекс. Сейчас на существующих мощностях строят танкер ледового класса водоизмещением 3100 тонн и два судна экологического обеспечения. Одновременно здесь возводится одна из самых современных и крупных верфей в стране, где будут выпускать морские суда водоизмещением до 350 тысяч тонн (нефте- и газовозы, элементы морских платформ и другие виды морской техники). Пока Россия закупает их за границей. Полностью верфь будет построена к 2018 году.

Как пояснили в ДЦСС, проект разбит на несколько очередей, на каждом следующем этапе будет расширяться спектр и сложность выпускаемой продукции. Корреспондент "РГ" побывал на стройплощадке первой очереди: огромный эллинг для корпусообрабатывающих производств и окрасочные камеры построены, начинается монтаж оборудования. Осенью запланирован запуск линии по резке судового металла, а в декабре начнется выпуск конструкций для корпусов и судов небольшого водоизмещения.

Кроме этого, судостроением в Приморье занимаются "Восточная верфь" и ее дочернее предприятие "Пасифико Марин". Первая работает в сегменте малотоннажного судостроения, а на дочернем предприятии развивается строительство пассажирских судов катамаранного типа из композитных материалов с применением нанотехнологий. Два таких судна строятся для транспортировки гостей саммита АТЭС и будут сданы в ближайшие дни. После форума они выйдут на прибрежные пассажирские линии.

Обособленный случай

Островной Сахалинской области, казалось бы, само географическое расположение велело развивать судостроение и ремонт флота. Однако, как сообщил "РГ" министр экономического развития Сахалина Сергей Карпенко, в регионе нет действующих судостроительных предприятий, а судоремонтные мощности есть лишь в Холмском районе. Именно в портовом городе Холмске местные власти надеются наладить строительство судов с помощью южнокорейской компании.

- Область нуждается в малотоннажных судах для рыболовства и освоения прибрежных акваторий. Для реализации задумки у нас все готово, - отметил заместитель председателя регионального правительства Сергей Карепкин.

Впрочем, готово, как выяснилось, не все. Пока российско-корейский проект находится в замороженном состоянии. Его реализацию сдерживает вопрос рентабельности. По мнению представителя корейской компании Ким Дже Кю, без уменьшения таможенных пошлин и получения льгот на уплату налогов при увеличении объемов экспорта и импорта, связанного со строительством новых судов, привлечь иностранных инвесторов на острова будет непросто.

Территориальная обособленность обязывает развивать судоремонт и судостроение и другой регион округа - Якутию. Короткая навигация начинается здесь с момента вскрытия рек и длится до ледостава. Перегонять теплоходы куда-то для проведения ремонта в таких условиях нереально. Что же касается судостроения, необходимость этого обуславливается требованиями к флоту, которому приходится действовать на мелководных реках, во льдах и совмещать речные перевозки с морскими.

Неподалеку от Якутска расположен Жатайский судоремонтный-судостроительный завод, производственная база которого позволяет выполнять не только ремонт, но и модернизацию флота. Здесь построено около ста самоходных паромов, в разные годы спускались на воду наливные баржи, доки, грузовые суда. Несколько лет назад предприятие, как и материнское Ленское объединенное речное пароходство, оказалось в серьезном финансовом кризисе. На выручку пришло правительство республики, взявшее на себя немалые обязательства по спасению основного речного перевозчика. В частности, под гарантии местных властей компания получила крупный кредит, ей были предоставлены налоговые послабления.

Как отмечает министр транспорта и дорожного строительства республики Семен Винокуров, после первого этапа поддержки речников от властей региона последует второй, направленный на строительство и реновацию судов. По его оценке, развитие судостроения определено как одна из первостепенных задач Ленского пароходства.

Нужна модернизация

За последние пять лет предприятия Хабаровского края построили более десяти кораблей, в том числе атомную подводную лодку "Нерпа", и несколько гражданских судов. По информации регионального министерства промышленности и транспорта, в 2011-2012 годах значительно увеличился государственный оборонный заказ. Ведется строительство двух кораблей класса "Корвет" и многофункционального буксирного судна для Военно-морского флота, плавучего причала для пограничной службы ФСБ России.

Вместе с тем производственные мощности судостроения в последние годы здесь использовались лишь на 20 процентов - на одном лишь госзаказе далеко не уедешь. Схожая ситуация с обеспеченностью заказами сложилась и в судоремонте. К примеру, судоремонтный завод в Советской Гавани практически не имеет производственной загрузки. Восстанавливать суда владельцы предпочитают в Китае или Южной Корее.

- При одинаковом качестве цена ремонта на наших предприятиях выше, чем на иностранных, почти в два раза. А сроки за счет высокой производительности труда и применения высокотехнологичного оборудования там сокращаются в 2,5-3 раза, - прояснил причину этого заместитель министра промышленности и транспорта края Виктор Потапов.

Проблемы, связанные с устаревшим оборудованием, особенно четко проявились на Амурском судостроительным заводе в Комсомольске-на-Амуре. Предприятие, которое бросили акционеры, задолжавшие кредиторам миллиарды рублей, удалось спасти за счет проведения процедуры банкротства и реструктуризации системы управления. Сегодня оно на 100 процентов обеспечено заказами. Но вот ресурсов, как производственных, так и трудовых, для их выполнения катастрофически не хватает.

По словам Виктора Потапова, техническое перевооружение Хабаровского судостроительного завода уже ведется. А перспективы обоих предприятий власти края связывают с созданием на их базе особой экономической зоны.

Благовещенский судостроительный завод тоже многие годы испытывал проблемы с оборудованием и, соответственно, заказами. Удержаться на плаву старейшему предприятию Амурской области позволила поддержка местных властей. В 2010 году завод был освобожден от ряда налогов, это дало возможность использовать освободившиеся средства на модернизацию производства.

Уже в 2011-м предприятие произвело десять сейнеров для рыбаков Камчатки и Сахалина. По словам министра экономического развития Приамурья Марины Дедюшко, на заводе налажено серийное производство модернизированных рыболовецких судов, позволяющее выпускать по 16 сейнеров в год. Кроме того, учитывая заинтересованность дальневосточных рыбаков, предприятие запустило строительство малых сейнеров.

В приобретении нового флота нуждаются рыболовецкие предприятия Сахалина, Камчатки, Приморского края. Благовещенский завод может удовлетворить эти потребности. Правда, как считают рыбаки, чтобы сейнеры стали доступными по цене, необходимо принимать лизинговую программу.