Назвали возможную причину авиакатастрофы над Боденским озером

Все эти годы родственники погибших не перестают тосковать по ним и стремятся выяснить, кто же на самом деле виновен в трагедии.

Для семей жертв авиакатастрофы жизнь разделилась на две части - до и после 2 июля 2002 года. В ту страшную ночь в небе столкнулись пассажирский самолет "Ту-154" авиакомпании "Башкирские авиалинии" и грузовой "Boeing-757" американской почтовой компании "DHL". Погиб 71 человек, в том числе 52 ребенка. В основном это были дети из Башкортостана, летевшие на отдых в Испанию по линии международной организации "UNESCO".

Около полутора десятка родных умерли практически в первые два года после трагедии и далеко не все из них были пожилыми людьми. Для всех, кто так или иначе причастен к трагедии, все происходящее в их жизни после катастрофы приобрело иной смысл, чем раньше.

Вечная память

Родители организовали благотворительные фонды в поддержку юных дарований, построили две мечети в память о погибших. В 14 семьях появились другие дети - свои или приемные. У некоторых - по двое, в том числе у Зульфата и Иды Хамматовых, потерявших в 2002 году 11-летнего сына Артура.

- Скорее всего, если бы не эта авиакатастрофа, Артур остался бы нашим единственным ребенком. Его появления мы ждали шесть лет, были очень счастливы, когда он родился, и о других детях даже не помышляли, - говорит Ида Наиловна.

После трагедии знакомый врач посоветовал Хамматовым подумать о рождении других детей, чтобы появились силы жить дальше. Так, через полтора года после гибели Артура родился Тимур. А еще через три года на свет появился Искандер.

В квартире Хамматовых, как и у многих других родителей жертв катастрофы, есть особый уголок, посвященный памяти погибшего ребенка. Возле большого портрета мальчика, нарисованного по одной из последних фотографий стоят его любимые цветы, книги, игрушки и несколько фотоальбомов. Присутствие Артура в этой квартире ощущается постоянно.

- У меня такое чувство, что мой ребенок смотрит откуда-то сверху на всех нас, что он всегда рядом, слышит и видит нас, - призналась Ида Хамматова. - Особенно это чувство сильно на месте катастрофы в Германии. После похорон, я часто видела Артура во сне в окружении других детей. Он всегда был радостным и довольным. А с появлением братишек стал приходить во снах реже. Возможно, потому что его мечта о большой семье сбылась.

Зульфат Нургаянович и Ида Наиловна как можно чаще фотографируются вместе с детьми, чтобы запечатлеть самые счастливые минуты жизни. С Артуром у них осталась только одна семейная фотография.

Разбор полета

Жить дальше Хамматовым и другим родителям помогает еще и желание во что бы то ни стало добиться наказания виновников трагедии. Пока, по их мнению, приговор вынесен только "стрелочникам".

С самого начала той детской турпоездки роковое стечение обстоятельств неумолимо приближало группу к беде. Если восстановить хронологию событий, что из-за ошибки московских гидов, ребята опоздали на свой самолет в Барселону. Тогда-то и был срочно организован дополнительный чартерный рейс, который пролетал в зоне ответственности швейцарской диспетчерской компании "SkyGuide". Именно в ту ночь из-за профилактических работ в ее офисе отключили телефоны и звуковую систему оповещения об опасном сближении самолетов. И как раз в тот период времени один из диспетчеров ушел на перерыв, оставив дежурить Питера Нильсена, который должен был следить сразу за двумя радарами. Он слишком поздно заметил опасное сближение двух авиабортов и, запаниковав, дал ошибочные указания российским пилотам.

Через четыре года после трагедии начался суд над восемью сотрудниками компании "SkyGuide". Все они были в то время инженерами и специалистами, ответственными за техническое состояние диспетчерского оборудования. Но среди них не было Алена Росье, возглавлявшего "SkyGuide" в 2002 году, к этому времени он успел подать в отставку. Родителям погибших детей выступить на суде не разрешили.

- Адвокаты защиты мотивировали это тем, что мы лишь представители потерпевших, а сами потерпевшие, наши дети, выступить уже не могут. Если бы мне все-таки дали слово, я бы сказал, что виновата в произошедшем компания "SkyGuide" и правительство Швейцарии, которому принадлежало в то время 99,9 процента всех акций. Однако к ответу призвали просто рядовых сотрудников компании, - считает Зульфат Хамматов, руководящий общественной организацией "Родственники погибших в авиакатастрофе 2 июля 2002 года".

В суде все обвиняемые пеняли на Питера Нильсена, который к тому времени был убит Виталием Калоевым.

- Если бы он дожил до суда, то выступал бы в качестве свидетеля, а не обвиняемого. Нильсен мог бы многое рассказать о том, что творилось в этой компании, - уверен Хамматов.

В результате хоть суд и признал четверых менеджеров "SkyGuide" виновными в причинении смерти по неосторожности, наказание им было назначено достаточно мягкое. Трое были приговорены к 12 месяцам условного заключения, а один - к штрафу. Четверо других обвиняемых оправданы.

Кстати, после трагедии в Швейцарии пересмотрели меру наказания для виновников авиакатастроф. Если в 2002 году им полагались 4,5 года тюрьмы, то ко времени окончания суда над сотрудниками "SkyGuide" в 2007 году максимальным наказанием за это преступление уже стало 16 месяцев условного лишения свободы и штраф до 35 тысяч швейцарских франков (примерно 35 тысяч евро).

Судебные разбирательства продолжаются до сих пор. Сейчас рассматривается иск россиян к компании-производителю системы оповещения об опасном сближении самолетов "TCAS". Адвокаты привлекли независимых экспертов, которые после проведения необходимых испытаний и вычислений пришли к выводу, что система "TCAS" передавала сигналы с некоторым опозданием. Эксперты посчитали, что если бы сигнал шел вдвое быстрее, как это положено по инструкции, столкновения могло и не быть.

- Мы отстаиваем свое право знать правду. И хотим, чтобы суд определил степень вины тех, кто не предотвратил авиакатастрофу, - подчеркивает Зульфат Хамматов. - При этом деньги интересуют нас меньше всего. Мы не обозначали адвокатам никакой суммы компенсации, они вычислили ее сами с учетом коэффициентов, принятых в мировой практике при рассмотрении подобных исков. Для нас же главное - чтобы суд наконец-то расставил все точки над "i". Наказание должно быть ощутимым для виновников.

Знак беды

В прессе в свое время немало говорилось о том, что среди тех 49 ребят, летевших из Башкортостана в Испанию, большинство - дети известных людей, ставя это им в укор.

- Самое главное - погибли дети! И не важно, из какой семьи они не были - чиновника или шофера. Они заслужили эту поездку своим прилежанием, отличной учебой, - говорит по этому поводу Зульфат Хамматов. - Если бы мой сын плохо учился, то не оказался бы в этом самолете и остался жив. Но разве можно осуждать за то, что ребенок стремился к знаниям?

Еще их подозревали в излишнем пиаре. Но говорить такое могут только люди, не знающие, что это значит - навсегда потерять близкого человека. Некоторые из несчастных родителей, будучи руководителями высокого ранга, вынуждены были давать интервью журналистам, стоя на месте гибели детей, с трудом скрывая свои истинные мысли. В те моменты больше всего на свете они хотели только одного - чтобы весь этот кошмар оказался страшным сном. Чтобы открылась дверь и в их дома как ни в чем не бывало вернулись улетевшие в Испанию дети.

- Немцы говорили, что наши дети упали с небес как ангелы. Жертв и разрушений на месте катастрофы не было. Не сгорел ни один дом, хотя городок Юберлинген довольно густо населен. Только лопнули от взрывной волны несколько стекол в домах и сгорели розы в палисаднике, куда упал обломок самолета, - вспоминает Зульфат Хамматов. - Я миллион раз задавал себе вопрос, почему эта беда постигла нас? Почему погибли эти безгрешные ребята, которым было от 10 до 14 лет? Сейчас я отношусь к этой трагедии по-другому. Мы должны жить во имя памяти погибших. И, конечно, ради других наших детей.

Хроника событий

- В ночь на 2 июля 2002 года из-за ошибки швейцарского диспетчера Петера Нильсена в небе столкнулись два самолета - пассажирский "Ту-154" авиакомпании "Башкирские авиалинии" и грузовой "Boeing-757" американской почтовой компании "DHL". Погиб 71 человек, в том числе 52 ребенка.

- В феврале 2004 года россиянин Виталий Калоев, потерявший в авиакатастрофе жену и двоих маленьких детей, смертельно ранил ножом диспетчера Петера Нильсена во дворе его дома. Швейцарский суд приговорил Калоева к восьми годам заключения.

- В сентябре 2007 года состоялся суд над сотрудниками швейцарской диспетчерской компании "SkyGuide".

- В ноябре 2007 года Виталия Калоева досрочно освободили "за примерное поведение и по отбытии части срока".

- За полгода до этого события во время очередной траурной церемонии на месте катастрофы немцы добавили к 71 свече, зажигаемой в память о жертвах трагедии, еще одну - в память о Нильсене.