Новости

05.07.2012 09:49
Рубрика: Экономика

Подобрать ключи

Иркутские власти, бизнесмены и ученые определяют будущее региона
В Иркутске прошел круглый стол, участники которого впервые открыто подняли вопрос о необходимости корректировки стратегии развития Приангарья. Правда, до окончательного решения вопроса о создании госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока практической отдачи от подобных дискуссий ожидать сложно.

Копали и будем копать

Месяц назад, вступая в должность, новый губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко сразу заявил о необходимости корректировать программу социально-экономического развития (СЭР) региона, которая, по его словам, "далека от конкретных проектов".

Обсудить ситуацию власти решили открыто - с привлечением представителей местного бизнеса и ученых. Впрочем, о пересмотре базовых направлений речь не идет. По признанию министра экономического развития и промышленности Приангарья Руслана Кима, "без добычи и переработки природных ископаемых не обойдемся". Они в любом случае будут освоены хотя бы потому, что и в строительство нефтегазопроводов, и в разведку новых месторождений уже вложены немалые деньги.

Власти по-прежнему рассматривают будущее области как региона промышленного и намерены использовать естественное конкурентное преимущество - одни из самых низких тарифов на тепловую и электроэнергию. Новость - в том, что чиновники намерены создать узкопрофильные отраслевые экспертные советы, которые бы смогли определить болевые точки экономики региона и предложить решения проблем.

С вертикалью переборщили

Почти все участники дискуссии признали, что говорить о стратегии развития Иркутской области невозможно, не принимая во внимание планы федеральных властей в отношении Сибири. А именно эти планы сейчас не совсем ясны - наряду с существующими стратегиями активно обсуждается возможность особого развития Дальнего Востока и Сибири, в том числе и путем создания соответствующей госкорпорации. Тем не менее вообще отказываться от каких-либо практических шагов до принятия решения на федеральном уровне тоже нельзя.

Приходится учитывать и то, что львиная доля валового регионального продукта и инвестиционных проектов в Приангарье приходится на вертикально интегрированные компании (ВИК). В действующей программе СЭР Иркутской области, разработанной еще командой предыдущего губернатора, из 542 миллиардов рублей, в которые оценивалась стоимость реализации программных мероприятий, только

136 миллиардов приходилось на бюджеты всех уровней, остальное - частные инвестиции.

Но, по оценке экспертов, такое положение вещей ставит развитие региона в жесткую зависимость от планов ВИК, а они могут меняться в зависимости от целей компаний, в том числе - лежащих за пределами региона и совсем не обязательно совпадающих с интересами экономики и населения территории.

Наконец, необходимо иметь в виду и уже сложившиеся тенденции в социально-экономическом развитии. Как отметила доктор географических наук Наталья Сысоева, заведующая отделом региональных экономических и социальных проблем Иркутского научного центра СО РАН, это, прежде всего, высокий уровень миграции. Причем уезжают не только и не столько от безработицы и не-устроенности, за длинным рублем и жильем. Прежде всего, едут за перспективой: молодые - для себя, люди постарше - для своих детей.

- Возьмем такой показатель как структура доходов населения, - отмечает Наталья Сысоева. - В среднем по России доля зарплаты в доходах населения примерно стабильна, доля доходов от собственности - тоже. Сокращается доля доходов от предпринимательской деятельности, но растет доля социальных выплат.

В Иркутской области эти процессы идут интенсивнее: по росту социальных выплат мы опережаем и Бурятию - глубоко дотационный регион, и СФО в целом. Более чем вдвое сократилась доля доходов от предпринимательской деятельности, более чем в три раза упали доходы от собственности. Иными словами, в области идет отчуждение населения от собственности, от возможности влиять на экономику и на развитие территории.

По мнению Сысоевой, сгладить этот процесс можно за счет развития "нижнего этажа" экономики, делая ставку не на ВИК, а на средний и малый бизнес, чьи интересы сосредоточены исключительно внутри области.

В поисках крайнего

Региональные власти с необходимостью развития малого и среднего бизнеса не спорят, но пеняют на муниципалитеты. Так, зампредседателя правительства Иркутской области Владимир Пашков заметил, что проблема программных документов не столько в постановке целей, сколько в механизмах их достижения - "иными словами, не в том, что делать, а как".

- В частности, региональные власти могут решить, что необходимо развивать малый бизнес, но непосредственная работа с предпринимателями - функция муниципалитетов. И если со стороны местных властей бизнес испытывает давление, никакие меры областного уровня не позволят поднять этот "этаж" экономики, - считает Пашков.

- Мне кажется, политику развития области необходимо вырабатывать совместно с муниципальными образованиями, - возразил вице-спикер регионального Законодательного собрания Геннадий Истомин. - Услышать их интересы и донести интересы области.

- Проблема наших стратегий, программ и подобных документов в том, что их никто не читает, кроме, разве что, депутатов Законодательного собрания перед принятием, - заметил профессор Байкальской международной бизнес-школы ИГУ, кандидат экономических наук Максим Безрядин. - А такая программа имеет смысл, только если она является плодом социального согласия: правительство говорит: "Будем делать это", представители бизнеса признают: "Да, мы согласны, мы знаем, как это делать", а население заявляет: "Мы ознакомились, нам все нравится, готовы поддерживать бизнес и правительство". Но у нас этот механизм даже не затронут - программы разрабатываются в кабинетах, к обсуждению допускаются ограниченные группы и уже по предъявлению относительно готового продукта.

Между тем, как выяснилось в ходе дискуссии, даже такие аксиомы как "низкие тарифы на энергию - преимущество региона" на практике подвергаются сомнению.

- Энергия в регионе дешевая не первый год, - заметил Дмитрий Шумеев, директор по стратегии и развитию "Иркутскэнерго". - Но взрывной динамики в потреблении того же тепла мы не фиксируем. То есть, промышленность не развивается. Проводя обсуждения с нашими потребителями - существующими и потенциальными, мы слышим, что необходима более прозрачная и внятная политика со стороны властей региона. Бизнесу не нужны программы как таковые - он смотрит, что получается в результате действия властей. Ему требуются конкретные заработавшие проекты.

В итоге участники круглого стола решили: необходимо провести цикл обсуждений по отдельным отраслям и направлениям, чтобы понять, где находятся реальные болевые точки экономики региона, а не представления о них властей и разработчиков проекта.

Экономика Филиалы РГ Восточная Сибирь СФО Иркутская область Иркутск