Из "Иннопрома" сделают промышленный "Русский Давос"

Как отметили практически все эксперты, собравшиеся на круглый стол, посвященный открывающейся 12 июля уральской международной выставке промышленности и инноваций, "ИННОПРОМ" страдает болезнью роста, а именно - отсутствием четкой концепции. Организаторы не слишком удачно пытаются совместить промышленную экспозицию, развлекательное шоу и политическую площадку. В результате пока это проект больше имиджевый, чем доходный. По словам представителей предприятий, на выставке редко удается найти новых партнеров, не все рамочные соглашения выливаются в коммерческие контракты, а по-настоящему прорывные технологии можно увидеть только на 5-7 процентах стендов.

- Мировой тренд - специализация выставочных мероприятий, а мы пытаемся идти широким фронтом, демонстрируя все, от стаканчиков до экскаваторов. Это не дает посетителям возможности сконцентрироваться. Эффект от участия в специализированных выставках, где представлена целевая аудитория, намного выше, - комментирует Василий Бурага, представитель Уральского компрессорного завода.

Его коллега Андрей Кузвесов с Уральского завода РТИ добавляет: "ИННОПРОМ" не должен быть парадно-глянцевым мероприятием. Необходимо показать властям, что большинство инновационных проектов в промышленности реализуется на кредиты. Следовательно, предприятиям необходима поддержка в виде налоговых и прочих преференций.

- Демонстрация продукции - это методология 70-летней давности, демонстрация технологий - 30-летней. В Йосу на "EXPO-2012" показали новое мировоззрение. Надо воспринимать западный подход к инновациям. Снять срез ожиданий от выставки представителей власти, участников, посетителей - тогда будет понятно, чем их заинтересовать, - рассуждает советник президента Уральской торгово-промышленной палаты Александр Макаров.

Вопрос, как это сделать в рамках бюджета (213 миллионов рублей, из них 100 миллионов - вложения правительства Свердловской области, остальное - взносы участников и спонсоров), так и повис в воздухе. Максим Зверков, генеральный директор группы компаний "Формика" (оператора выставки), заверил, что все предложения будут учтены, но призвал предприятия более ответственно подходить к подготовке стендов и формированию деловой программы. Если компания четко понимает, чего ждет от выставки, она получит результат.

- Зарождение бренда "ИННОПРОМ" только начинается. Это именно промышленная выставка, а не съезд инноваторов, и не регионального, а общероссийского масштаба. Амбиции же наши идут еще дальше - мы готовы в будущем конкурировать с Ганновером, где проходит крупнейшая в мире промышленная ярмарка. Именно опыт "Deutshe Messe", немецкого оператора, был взят за основу при составлении программы форума. Мы не хотим диктовать промышленникам, в каком направлении развиваться, наша задача - привезти людей, которые покажут им горизонты, - подчеркнул он.

Кстати, у немецких коллег позаимствовали не только подходы к содержательной части, но и принципы структурирования экспозиции. Только если там выставка разделена на 11 отраслевых павильонов, то у нас, в силу меньшего количества участников, на сектора - чтобы не было пресловутой размытости.

- Другое дело, что зачастую очень трудно получить информацию от участников: какое место они хотят выбрать, что будут выставлять, какие спикеры их интересуют? Сказывается русская привычка откладывать все на последний момент - дым коромыслом начинается за две-три недели до старта выставки, а не за полгода-год, как это происходит во всем мире. Конечно, говорить об эффективности участия в таких условиях трудно, - сетует представитель компании-оператора.

В этом году организаторы пытаются сделать форум не только статусным, привязанным к визитам чиновников федерального уровня, но и интересным. В Екатеринбург приедут бизнесмены, имеющие опыт раскручивания инновационных проектов, писатели-футурологи, ученые-прогнозисты, изобретатели с мировым именем, промышленные дизайнеры. Кроме того, начнет качественно меняться состав экспонентов. Появится больше международных и крупных российских компаний, а постоянные участники расширят свои экспозиции.

Вице-премьер Аркадий Дворкович дал четкий сигнал инвесторам, поддержав 25 июня предложение свердловских властей присвоить "ИННОПРОМу" статус главной промышленной выставки страны: хотите работать с российскими заводами - вам в июле в Екатеринбург. По словам Максима Зверкова, уральский проект должен стать аналогом "Русского Давоса" (Санкт-Петербургского экономического форума), но промышленной направленности.

Мнение

Павел Неверов, эксперт по стратегическому развитию:

- Для Урала это принципиально важный проект. Как бы ни ругали качество экспоцентра, Екатеринбург с его помощью закрыл для ближайших соседей тему выставочной деятельности лет на 15. Проблема в том, что требуют немедленной окупаемости при отсутствии стратегии развития. Это не резонно. "ИННОПРОМ" должен быть центром притяжения - в первую очередь регионов. Пока конкуренция за инвестиции мешает им объединить усилия по продвижению бренда Урала. Вторая фишка - это тема детского научно-технического творчества. Ни на одной другой промышленной выставке вы не увидите стенда станции юных техников или "семейных дней". А ведь дети, разбирающиеся в инновациях, -  будущие потребители и создатели высокотехнологичной продукции.