04.07.2012 23:46
    Поделиться

    На Южном Урале отложили принятие законопроекта о капитальном ремонте жилья

    Обсуждение законопроекта о новом порядке финансирования капремонта многоквартирных домов, для которого в Челябинск приехали представители комитета Госдумы по жилищной политике Галина Хованская и Павел Качкаев, выявило целый ряд новых проблем в ЖКХ региона.

    Первым препятствием на пути очередного этапа коммунальной реформы стало заявление региональных властей об отказе от сбора средств на капитальный ремонт с жильцов, который должен был начаться с июля. Ссылки на опыт Екатеринбурга и Уфы не помогли: как выяснилось, квазидобровольные платежи в этих и других городах не вызывают протеста прокуратуры лишь потому, что они были одобрены собраниями собственников практически всех многоквартирных домов. Провести аналогичную работу в Челябинске (областной центр предполагался в качестве пилотной площадки нововведения) за пару месяцев - после принятия решения и до появления новой строки в квитанции - оказалось нереальным. Тем более на фоне июльского ценового скачка.

    Теперь на Южном Урале будут ждать появления федерального закона о региональных фондах капремонтов, который должен вступить в силу с 2013 года. Очередной пакет поправок примут на днях и, как выяснилось в ходе дебатов, законотворцы и чиновники до сих пор не сошлись во мнении, по какому принципу должны собираться платежи.

    С одной стороны, их аккумулирование пусть на подомовых счетах, но в общем котле позволило бы маневрировать средствами, выделяя их на ремонты наиболее нуждающихся домов и поддерживая жилой фонд в приемлемом состоянии. С другой, как заметила Хованская, это в конечном счете приведет к формированию "общего котла рухляди": активные собственники относительно нового жилья не пожелают финансировать ремонт чужих домов, тем более не доверят они распоряжаться своими деньгами чиновникам - и решениями общих собраний откажутся участвовать в пополнении региональных фондов. Закон дает на это полное основание, и такая тенденция уже прослеживается. По мнению депутата, в идеале финансировать капремонт нужно каждому коллективу собственников самостоятельно - с помощью кредитных средств: собрать первоначальный взнос и на льготных условиях (под 4-6 процентов), с господдержкой и гарантией на случай кризиса, взять заем в банке.

    Однако отказ от общего котла, замечает директор управляющей компании из Аши Григорий Аристов, фактически обрекает на гибель значительную часть жилого сектора: "сталинки" с деревянными перекрытиями, двух- и трехэтажные дома с небольшим числом квартир и т. д. И это при том, что в Аше система сбора денег на капремонт функционировала все эти годы. По словам начальника управления ЖКХ Челябинска Вадима Борисова, проведенные расчеты показывают: самостоятельно, без бюджетных вливаний, такие дома удержатся "на плаву", только если сборы на капремонт повысить с установленных для Южного Урала Федерацией 5,2 рубля до 20 рублей с квадратного метра. Для многоподъездных девяти- и десятиэтажек экономически обоснованный тариф - 10 рублей. Иначе вместо необходимых области 14 миллиардов рублей удастся собрать лишь три с половиной.

    Но, как заявил зампред комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев, даже 6 рублей с квадратного метра означают 10-процентную прибавку в расходах жильцов, и это очень много.

    - Зафиксировав тариф на этом уровне, - заметил представитель областного минстроя Александр Дмитриев, - через 20 лет мы вернемся к состоянию жилфонда, предшествовавшему прошедшей кампании капремонта, а повысив - к снижению собираемости средств.

    Напомним, жители регионов, на опыт которых ссылаются южноуральские власти, благодаря сохранению этого вида сборов сегодня платят порядка 2-3 рублей с квадратного метра.

    Последним ударом для проблемного жилого фонда может стать продекларированный минфином отказ от адресного субсидирования платежей на капремонт малоимущим. После этого власти прогнозируют волну деприватизации квартир - и расходы на ремонт неподъемным бременем лягут на муниципальные бюджеты. В пылу дискуссии даже прозвучало предложение местным властям: заранее предусмотреть вывод таких домов, пусть даже они пребывают в относительно удовлетворительном состоянии, из эксплуатации - благо расселение аварийного жилья Фонд содействия реформированию ЖКХ продолжает пока финансировать. Но и эти деньги скоро иссякнут, к тому же казне расселение обойдется куда дороже, чем софинансирование капремонтов.

    Обсуждение проблемы продолжается. А разрыв между поступающими и необходимыми для проведения ремонтов суммами увеличивается.

    Прямая речь

    Вадим Борисов, начальник управления ЖКХ администрации Челябинска:

    - Проблема в том, что пока новое законодательство заработает в полную силу, объем ветхого жилья в регионах снова успеет вырасти. Федеральный документ планируется принять осенью, затем будут создаваться подзаконные акты и методические рекомендации, которые лягут в основу областного закона. А чтобы приступить к ремонту, нужно подождать еще год-два, пока деньги накопятся.

    Поделиться