Эксперт: Каждый четвертый уралец выгорает на работе

Каждый четвертый сотрудник свердловских компаний отмечает, что в течение длительного времени чувствует себя уставшим, разбитым и раздражительным. Работа уже не "заводит" 23 процента опрошенных - безразличие стало их спутником. 19 процентов не покидает чувство профессиональной несостоятельности. А каждого седьмого стресс и напряжение беспокоит не только на эмоциональном уровне, но и на физическом: многие испытывают регулярные головные боли или бессонницу.

Результаты исследования одного из рекрутинговых агентств региона неутешительны: более 80 процентов работников замечали за собой проявления синдрома профессионального выгорания, и только 18 уверяют, что эмоциональная усталость на работе их пока не коснулась.

То, что профессиональное выгорание - не выдумка, оправдывающая нерадивых сотрудников, а серьезная социальная и экономическая проблема, ученые заключили давно. Известный американский журналист Эдвард Морроу в 1981 году образно охарактеризовал внутреннее состояние работника, долгое время испытывающего профессиональный стресс, как ощущение "запаха горящей психологической проводки".

Причины утраты интереса к профессиональной деятельности психологи называют разные - от постоянного страха потерять работу до невозможности ее сменить. Как отмечает психолог Наталья  Самоукина, профессиональное выгорание возникает, когда у сотрудника накапливается багаж отрицательных эмоций, а разрядку, освобождение от них он получить не может. Причем, по словам эксперта, выгорание порой приобретает характер вируса: заболевают целые коллективы, все сотрудники становятся "на одно лицо", утратившими веру в позитивные изменения на работе и возможность что-то сдвинуть с места собственными силами.

Генеральный директор уральского представительства Международного института менеджмента Владимир Ромашов уверен, что корень проблемы - в плохом менеджменте, неграмотном управлении коллективом.

- Любая организация - это прежде всего социальные отношения, а потом уже технологии, - отмечает эксперт. - Хороший руководитель должен понимать: он управляет людьми, а не материальными активами. А у каждого человека есть свои черты характера, предпочтения, наконец, индивидуальные физиологические особенности, которые тоже нельзя не учитывать.

По его словам, проблема профессиональной усталости сотрудников периодически может возникать на любом предприятии. Вопрос только в том, способен ли руководитель принять мудрое решение, чтобы ее снять, а в идеале - предупредить.

- Есть люди, по природе своей склонные к монотонному труду. Такой сотрудник может стоять у верстака восемь часов кряду и, как заведенный, выполнять свою работу. Но таких "живых автоматов" мало, - поясняет Ромашов. - А есть люди, которые загораются какой-либо идеей, как порох, но как только она превращается в некую осмысленную последовательность действий, для них наступают скучные рабочие будни - все, интерес потерян. И заставлять такого человека доводить идею до хорошо отработанной технологии совершенно бесполезно. Просто на этой стадии ее должен продвигать человек с менее "подвижной" нервной системой, более склонный к рутинному труду.

По словам эксперта, все это общеизвестные принципы организации труда. Грамотный управленец должен понимать: заставлять сотрудника выполнять задачу против его воли бессмысленно. Если на человека давить продолжительное время, у него неизбежно наступит синдром эмоциональной усталости. Но переключи подчиненного на другую, интересную работу - и у него возникнут новые стимулы.

Эти выводы подтверждают и результаты упомянутого выше исследования. Так, 57 процентов респондентов считают, что если бы руководство их компании вообще обращало внимание на эту проблему, решение было бы найдено. 48 процентов указали: материальное вознаграждение также может считаться веским аргументом в борьбе с профессиональным выгоранием. Большинство работников полагает, что негативные психологические изменения - следствие стагнации, то есть отсутствия профессионального развития и карьерного роста.

Так или иначе, но последствия этой социальной хвори могут негативно сказаться на бизнесе.

- Экономические потери от синдрома профессионального выгорания, безусловно, немалые. Правда, точно их измерить практически невозможно, - отмечает доцент кафедры экономической теории ВШЭМ УрФУ Анна Дьячкова.  - Попытки подсчитать "эмоциональный ущерб", проанализировав изменение прибыли, выручки, издержек, времени на выполнение работ и т. п. не вполне корректны, поскольку динамика этих показателей может быть вызвана целым комплексом причин.

Как же избежать застоя, особенно в небольшой компании с давно сложившимся коллективом, где каждый годами выполняет свою профессиональную задачу - причем делает это неплохо? По мнению Владимира Ромашова, в безмятежное болото организация превращается в результате все того же непрофессионального менеджмента.

- Как в динамично меняющейся экономике может существовать организация с закостенелой структурой? - эмоционально замечает эксперт. - Ведь рынок диктует все новые требования, возникают новые запросы к продуктам, а значит, и к людям, которые их создают.

Безусловно, у всех глаза гореть не могут по определению - просто в силу индивидуальных особенностей. Но управленец не имеет права "сидеть на печи" - иначе предприятие рано или поздно окажется на обочине - его обойдут конкуренты, во многом именно потому, что руководитель не сумел выстроить отношения с персоналом, грамотно мотивировать людей на выполнение новой задачи, сделать так, чтобы у них не пропадало желание трудиться. В противном случае в какой-то момент ему некем и нечем станет управлять.

Кстати

Исследование показало: чаще всего с проявлениями синдрома выгорания сталкиваются консультанты, медики, представители топ-менеджмента и работники маркетинга и рекламы. Меньше всех этому недугу подвержены сотрудники добывающих предприятий и служб безопасности. Примечательно, что большинство "заболевших" осознают сложившуюся ситуацию и стараются что-то предпринять, например, сменить работу, взять отпуск или переключить внимание на жизнь вне своей организации. Однако лишь 20 процентов опрошенных пытаются обсуждать возникшие трудности и пути их решения с начальством. Негативное влияние синдрома профессионального выгорания на рабочий процесс ощущают и сторонние наблюдатели, которые отмечают: "выгоревшие" коллеги безынициативны, пассивны, у них отсутствует ориентация на результат, с ними сложно работать, поскольку они не настроены на конструктивное решение рабочих задач, а возникающие проблемы их вмешательство только усугубляет.