Вас порой обвиняют, что играете слишком смелый и вольный джаз - в нем находится место даже для фанка и R&B. Стараетесь, чтобы Soulgrass полюбили разные поколения меломанов: и те, кто вырос в эпоху моды на soul, и даже гурманы модного ныне R&B?
Билл Эванс: Я люблю разную музыку, которая вдохновляет меня. А сочиняю и записываю композиции только тогда, когда они тревожат мне душу. Думаю, что это - самый честный и правильный подход для композитора. Теперь я играю и езжу в туры с группой Soulgrass, в состав которой помимо меня входят: гитара, бас, ударные, скрипка и даже банджо. Компания в Soulgrass у нас подобралась очень самобытная. Все еще и поют. На гитаре играет знаменитый джаз-роковый гитарист Митч Стерн, прежде работавший в Brecker Brothers. Басист - из Камеруна...
Потому и музыка у нас получается очень разноплановая. Хотя первооснова в ней, конечно, - джаз. И уже от него мы идем в другие направления: фанк, R&B, соул, да в любую другую хорошую музыку. И мне кажется, это очень освежает наше творчество и звучание. Вот недавно выступали в Нью-Йорке перед 4000 зрителей в зале Rochester, и они требовали, чтобы мы играли им еще и всю ночь... В итоге еле ушли со сцены, а что было делать?
Перед тем как стать звездой, вы долго учились у мэтров: Майлза Дэвиса, Джона Маклафлина. Какой лучший совет от них получили?
Билл Эванс: Они говорили, что главное - быть самим собой. Сочинять и играть только ту музыку, которая тебя в настоящий момент волнует, и всегда верить в собственные силы! Вроде бы простое напутствие, но именно оно спасает в трудные минуты сомнений.
Майлз Дэвис советовал играть ту музыку, которая лучше всего будет представлять мои достоинства. Но так в любой профессии: надо всегда стараться показывать свои главные козыри?! При этом мне очень понравилась и такая фраза: "Жизнь слишком коротка, и поэтому не надо тратить ее на скуку и уныние. Ну, и на скучную музыку - тоже нежелательно!" Так и стараюсь жить.
Да уж, скучной вашу музыку не назовешь. Вы часто ездите на гастроли - тогда уж расскажите, как стараются не скучать джазмены и в свободное время: говорят о футболе и женщинах или спорят о том, кто круче играет?!
Билл Эванс: Я в этом не типичен: предпочитаю играть в гольф, ловить рыбу или рисовать акварели. Пишу также и пастелью, ну и не только. Сейчас тоже взял с собой краски. Как только выдастся возможность, обязательно раскрою мольберт.
Уже знаете, что захотите нарисовать в России?
Билл Эванс: Пока мне было не до этого: ради того, чтобы попасть на первый концерт в Сочи, мне пришлось провести в дороге 36 часов! Но я в России не впервые, и всякий раз стараюсь не сидеть в отеле, а отправляться на прогулки. Потому что мне очень нравится ваша атмосфера, а тем более - люди! Они обычно очень искренние, эмоциональные, и их чувства - неподдельные. В общем, все это очень по-джазовому. Это не только мне, но и другим джазменам, знаю, нравится.
А еще у меня здесь много друзей. С Игорем Бутманом мы знакомы много лет, не раз играли вместе, в том числе и в Америке. Очень нравится выходить на сцену с басистом Виталием Соломоновым... Ну а самый мой необычный друг в России - один парень из Сибири. Он отличный гитарист, мы играли вместе джазовые импровизации, даже ходили вместе на бокс, который я тоже очень люблю. Но я не помню, как его зовут! Хотя, может, он снова придет на мой концерт и на этот раз?!
Раз вы у нас частый гость, расскажите: что по традиции захватываете с собой в Москву, а что привезете впервые?
Билл Эванс: Впервые мы приехали со всеми песнями с нового альбома Dragonfly. Хотя не всех музыкантов, участвовавших в записи, смогли взять с собой в тур, например, Джона Медески или Стива Люкатера... А что я теперь беру с собой в каждое турне по России?! Зубную пасту, iPhone с наушниками, чтобы слушать хорошую музыку, удобные ботинки, чтобы вдоволь погулять в свободное время. Ну и еще, конечно, улыбку... Потому что я хочу, чтобы русские знали: я люблю играть для них.