Если же стоимость углеводородов будет выше, то дополнительные доходы планируется направлять в Резервный фонд. При этом сокращается уровень госрасходов. Если в 2012 году их доля в ВВП составляет 21 процент, то в 2015 году - уже 18,8 процента. Иностранные эксперты увидели в этом источник новых проблем для России. А главный экономист по России и СНГ одного из крупнейших американских банков Владимир Осаковский вообще прогнозирует, что сокращение расходной части бюджета столкнет российскую экономику в фазу рецессии. Руководитель Экономической экспертной группы, заместитель председателя Общественного совета при минфине Евсей Гурвич это мнение не разделяет.
О рецессии в данном случае речи нет, утверждает он, и опасаться нечего, поскольку влияние госрасходов на экономику зависит от фазы экономического цикла. При низкой деловой активности сокращение госрасходов действительно может сильно затормозить экономический рост. Но экономика России, поясняет Евсей Гурвич, растет на пределе своих нынешних возможностей. По оценкам российских и международных экспертов, сегодня этот предел составляет 4-4,5 процента в год. В первом квартале рост зафиксирован на отметке 4,9 процента. "В такой ситуации дополнительные расходы не только не ускоряют экономический рост, но могут его замедлить, поэтому нет смысла их наращивать", - делает вывод Гурвич.
Между тем расходы бюджета на 2013 год, как сообщил на заседании правительства глава минфина Антон Силуанов, "нецелесообразно увеличивать" кроме уже утвержденных. А "дополнительные деньги должны даваться исключительно под конкретные реформы, которые необходимо сегодня готовить, а реализовывать, уже начиная со следующего года", призвал министр.
По мнению Гурвича, многие из такого рода реформ, заявленных в том числе в поправках к Стратегии-2020, по сути, дальше обсуждения не ушли. А в переменах, напомнил Гурвич, нуждается и пенсионная система, планируемые реальные изменения в которой так пока и не стали достоянием широкой общественности. И реформа правоохранительных органов, которая требует продолжения. Назрели реформы в системе оплаты труда бюджетников, прежде всего в сферах здравоохранения, образования. Справедливая оплата повысит стимулы для эффективной работы врачей и учителей, позволит удержать наиболее сильных профессионалов, если произойдет сокращение общего числа занятых. Есть большие резервы снижения численности и в органах госуправления. "По сравнению с другими странами штаты раздуты во всех отраслях бюджетной сферы", - говорит Гурвич.
Что касается цены "бюджетного" барреля, то планирование доходов при 92 долларах за мерную бочку "черного золота" на 2013 год, то, по мнению эксперта - ориентация не на текущие, а на долгосрочные средние нефтяные цены правильная. Это обеспечивает независимость экономики. Тем более в условиях вполне реального кризиса в Европе и возрастающей вероятности выхода Греции из еврозоны. "Рассчитывать бюджет при цене более ста долларов - опасная политика, которая создает риски для бюджета и всей экономики", - продолжает Евсей Гурвич.
Между тем бюджет 2013 года может верстаться и исходя из 60 долларов за баррель. Об этом заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров. Гурвич отметил, что речь идет о так называемом "запасном" бюджете, который правительство рассчитывает иметь и на случай резкого падения цен на нефть. "Вполне разумно, что заранее будет решено, что в такой чрезвычайной ситуации делать", - комментирует он. В минэкономразвития, к примеру, подсчитали, что падение цены на баррель нефти на один доллар снижает доходы бюджета на 60 миллиардов рублей. То, что цена на нефть может просесть и до 60 и до более низких значений, эксперты обсуждают все чаще. Хотя, по мнению Гурвича, если такое и возможно, то только на краткий срок. В долгосрочном периоде средняя цена на нефть будет держаться не ниже 85 долларов за баррель, прогнозирует он.
"Воспаленным нервом" будущего бюджета Гурвич считает слишком ограниченные возможности для маневра. И не только, если цены на нефть резко упадут, но даже при относительно благополучном сценарии развития событий. Облегчит задачу переход к программному бюджету, в ходе которого все расходы будут "привязаны" к тем или иным целевым показателям, на достижение которых они должны работать. Другая важная задача - переход к стратегическому планированию, при котором программный бюджет будет встроен в долгосрочную бюджетную стратегию с учетом приоритетных задач на 10 и более лет вперед. Гурвич сообщил, что такая стратегия должна быть разработана до конца 2012 года, что повысит сбалансированность бюджетной системы и позволит увеличить эффективность расходов.
Однако, если в Европе действительно разразится серьезный кризис, то не факт, что в России удастся пополнять Резервный фонд, благодаря которому в 2009 году сохранялась и низкая безработица, и доходы граждан. В новой ситуации экономике придется "работать" с гораздо меньшей "подушкой безопасности", а у правительства будет меньше возможностей смягчить ситуацию. Так что рядовым гражданам совет от эксперта "РГ" один - не влезать слишком сильно в долги, соизмерять свои крупные расходы с экономическими рисками. То есть вести личный бюджет с оглядкой на макроэкономическую ситуацию.