В Лысьве объявлены победители Фестиваля театров малых городов России

Гран-при в номинации "спектакль малой формы" получила инсценировка режиссером-дебютантом Сергеем Метелкиным рассказов Михаила Булгакова "Записки юного врача".

Камерный спектакль "Доктор. Первый год" театра "Наш дом" из подмосковного города Химки - тонкий, умный, психологически точный - не только очаровал публику и жюри, но и выявил проблемы существования театра в маленьком городе. Его положение определяется не степенью дарования создателей, а степенью заинтересованности в его существовании местных властей. Жизнь на медные деньги в убогом помещении - и это на границе с Москвой. Что уж говорить о театрах Новошахтинска Ростовской области, Шарыпова Красноярского края, Серова Свердловской области.

На фестиваль были отобраны 18 лучших спектаклей прошлого сезона со всех концов страны. Но даже их приезд в Лысьву и финансово, и организационно лег на плечи Театра Наций, поддержанного Министерством культуры РФ. Местные власти редко помогали, а некоторые коллективы добрались до фестиваля только благодаря личному вмешательству художественного руководителя Театра Наций Евгения Миронова.

Обладателем гран-при в номинации "спектакль большой формы" стали гоголевские "Игроки" режиссера Ильи Ротенберга, поставленные в Лысьвенском театре им. А. Савина. Лысьва - город театральный, в театре три зала, они всегда полны зрителями. Но труппа несколько месяцев не получала зарплату.

Городской театр в сегодняшней России приблизился к состоянию крепостного. Нужен театр хозяевам города, и он может себе позволить чудо. Такое, что сотворил в "Парафразе" города Глазова режиссер Дамир Салимзянов для детей под названием "Просто игра" (приз "за взрослый подход к искусству для детей"). Этот театр, как и театры Альметьевска и Минусинска, хорошо известен, участвует в главных национальных фестивалях, гастролирует за рубежом. А если городским властям на театр плевать, то будет как в Первоуральске, где театр драмы получил к 30-летию средства на реконструкцию, но градоначальники решили использовать их на переделку театра в нечто вроде ночного клуба.

Во время фестиваля на "круглом столе" директоров и художественных руководителей было решено создать Ассоциацию театров малых городов под руководством Театра Наций, которая могла бы решать совместными усилиями накопившиеся проблемы и иметь солидное представительство перед правительством страны. Жителям удаленных от центра городов живется нелегко, и театр там очень часто является единственным очагом культуры. Спасает ситуацию то, что сумасшедший театральный народ ради сцены готов на любые лишения: репетировать в нетопленных складских помещениях, лично строить, латать, таскать декорации. Как это у них получается, можно будет увидеть, когда обладатели гран-при фестиваля по традиции покажут свои спектакли в Москве, на сценах Театра Наций.