Судьба печатной прессы стала главной темой Всемирного медиасаммита в Москве

В Москве завершил работу Всемирный медиасаммит, собравший беспрецедентное количество топ-менеджеров СМИ из 103 стран мира. Следующий форум состоится через два года в Бахрейне.

Участники саммита обсудили важные для медиасообщества темы: поиск моделей выживания в условиях экономического кризиса, взаимоотношения СМИ с их владельцами, роль журналистов во время конфликтов и революций и их безопасность. Напомним, что нынешний форум был организован агентством ИТАР-ТАСС под девизом "Мировые медиа: вызовы ХХI века".

Вызовов и проблем у журналистов оказалось, возможно, больше, чем радостей. Выступая на саммите, многие участники дискуссий выразили беспокойство по поводу того, как изменилось в последние годы положение журналиста в зоне конфликта: если раньше надпись на футболке: "Пресса" вызывала уважение и была своего рода охранительной грамотой, то сегодня она часто превращает своего обладателя в мишень. На саммите поднималась и тема особенно актуальная сегодня в России - о современных общественных СМИ. Главный редактор общественного "Польского радио" Анджей Щезеневски рассказал "РГ", что журналисты общественного радио и телевидения должны соответствовать высоким журналистским стандартам, держать дистанцию с представителями всех политических сил и придерживаться "миссии" общественных СМИ - заниматься взвешенной информационно-публицистической, образовательной, культурно-просветительской деятельностью. И главное - они могут себе позволить не гнаться за сенсацией.

Вызвавшей повышенный интерес среди топ-менеджеров из разных стран мира темой стала конкуренция традиционных СМИ и интернет-ресурсов. Этому была посвящена одна из центральных дискуссий, которую провел вице-президент и главный редактор информационного агентства Ассошиэйтед Пресс Джон Данишевский. Он сообщил, что в крупнейшем информагентстве мира давно поняли, что нельзя игнорировать электронные СМИ и социальные сети. По его словам, журналисты Ассошиэйтед Пресс используют блоги для поиска информации, а на утренних редакционных "летучках" выясняют, чем живет Интернет. Данишевский считает, что в обществе по-прежнему существует запрос и на "горячие новости", и на серьезную аналитику. Но главное, по его мнению, это поиск новых тем. И тут невозможно обойтись без Интернета. Фильтром, который отделяет слухи от проверенных фактов, по мнению специалистов, должны стать как раз традиционные СМИ.

Ги Меттан, исполнительный директор швейцарского объединения прессы:

- Я сохраняю оптимизм, возможно, потому, что я - представитель печатной прессы. Да, все мы знаем, что когда-то была целая индустрия копирования монахами в монастырях книг вручную, но она была забыта после изобретения книгопечатания. Однако мне ближе другая теория: с момента изобретения печати человечество сделало много шагов вперед - сначала было изобретено радио, затем телевидение, но это не заставило газеты исчезнуть. Поэтому мы надеемся, что интернет-СМИ не вытеснят печатные издания. Но вполне возможно, и сейчас уже есть предпосылки для того, что газета не будет бумажной. Вспомним, что компьютер когда-то был огромным, величиной со шкаф. Сегодня он уменьшился до планшета. Возможно, что такие же изменения претерпит газета. Какой она будет? Это покажет дальнейшее развитие технологий.

Джон Данишевский, вице-президент и главный редактор информационного агентства Ассошиэйтед Пресс:

- В том виде, в котором газеты существуют сейчас, думаю, они не выживут. Рано или поздно они станут электронными. Это имеет смысл и с точки зрения издержек - сегодня издатели тратят средства на производство бумажной газеты, в то время как все те же истории можно рассказать в интернет-версии, причем более оперативно. Да, сейчас это сложно себе представить, но ведь совсем недавно все мы запечатывали свои послания в конверты и отсылали их по почте и нам казалось, что так будет всегда. А сегодня мы чаще пользуемся электронной почтой. Конечно, все мы любим бумажные газеты, но теперь у нас есть технологии - и сегодня это имеет больше смысла. Я знаю, что в некоторых государствах тираж печатных СМИ растет, в основном, потому, что там пока нет всеобщего доступа к новым технологиям, но я верю, что это - вопрос времени. Скоро электронные СМИ станут доступны каждому.

Опрос "РГ"