В 2012 году на поддержку инноваций из российского бюджета было выделено около 950 млрд руб. против 750 млрд в 2011 году и 477 млрд в 2010 году. Финансовая заинтересованность госбюджета в поддержке высокотехнологичных производственных отраслей, растущая из года в год, безусловно, вызывает оптимизм. Однако проблема соотношения денежных вложений в инновации со стороны государства и частного сектора в нашей стране продолжает оставаться актуальной.
По информации Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), коммерческие структуры финансируют не больше четверти затрат на разработку и внедрение инновационных технологий. При этом в развитых европейских странах доля затрат частного сектора на разработку и внедрение инновационных технологий превышает 65% от общенациональных инвестиций. В России этот показатель составляет не больше 20-25%. В прошлом году в рейтинге тысячи крупнейших компаний мира, осуществляющих исследовательские разработки, были представлены только три российские компании: "Газпром" (108-е место, объем инвестиций в инновации составляет 0,6% от выручки), АвтоВАЗ (758-е место, 0,8%) и "Ситроникс" (868-е место, 2,6%).
Как считают эксперты международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Гернот Хутшенрайтер и Жан Гинее, главной целью российской инновационной политики должно стать смещение "центра тяжести" национальной инновационной системы от государственного сектора науки к ориентированным на производство компаниям. Для этого государство должно поддерживать инновационные начинания всех субъектов бизнеса: как бюджетных, так и частных, как крупных и средних, так и малых. Кроме того, по мнению иностранных экспертов, нашей стране необходимо более глубокое признание масштаба и преимуществ инноваций в низкотехнологичных секторах производств и в секторах услуг. А инновационная система в России должна стать более открытой для зарубежных источников знаний, которые должны не заменять, а дополнять исследования российских инноваторов.
При этом дефицита перспективных промышленных разработок российский инновационный рынок, по мнению президента НАИРИТ Ольги Усковой, не испытывает. Основная проблема заключается в отсутствии спроса на высокие технологии со стороны крупных промышленных предприятий, которые за рубежом являются одними из основных потребителей инноваций. "Утверждение, что инновационная политика - это когда в государстве создается много современных инновационных технологий, в корне неверно, - подчеркивает Ольга Ускова. - Инновационная политика - это когда государство не только создает, но и эффективно использует современные инновационные технологии, делая более эффективной свою экономику и систему государственного управления".
В прошлом году в нашей стране вышел "Российский инновационный индекс" (РИИ) - сборник, содержащий все основные показатели развития науки и инноваций в России в форме международных сопоставлений. РИИ подготовили в Высшей школе экономики, опираясь на методологию "руководства Фраскати" и "руководства Осло" - пособий по правильному ведению статистики науки и инноваций ОЭСР. Основные данные по РФ были собраны Росстатом, зарубежную статистику предоставили ОЭСР, ЮНЕСКО и другие международные организации.
Согласно РИИ, доля предприятий, осуществлявших технологические инновации, в течение последнего десятилетия колеблется в нашей стране на уровне 9-10%. С одной стороны, по сравнению с показателями развитых стран Европы российские цифры совсем невысоки (в Германии, к примеру, процент заинтересованных в инновациях компаний в семь раз выше, чем в России). С другой стороны, индекс показывает, что в нашей стране уже сложилась устойчивая, хоть и немногочисленная прослойка инновационных предприятий, которые могут стать основой государственной политики по поддержке и продвижению инноваций. "Поэтому расхожая точка зрения, что в России бизнес совсем не заинтересован в инновациях, является необоснованным преувеличением", - отмечает директор Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики, первый проректор НИУ ВШЭ и главный редактор "Российского инновационного индекса" Леонид Гохберг.
Кроме того, Россия стала одним из немногих государств, где расходы государства и бизнеса на инновации и науку увеличивались даже в период кризиса, подчеркивают создатели РИИ. В 2009 году общие затраты на разработку и внедрение инновационных технологий составили в нашей стране 358 млрд рублей, что на 27% больше, чем годом ранее.
По утверждению экспертов "РБГ", важные шаги, направленные на увеличение инновационной активности частного сектора, связаны сейчас с формированием отечественной нормативно-правой базы. "Пока по сравнению с другими странами наше законодательство отстает. Тем не менее достигнуто немало", - заявляет сопредседатель Ассоциации "Деловая Россия", первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Владимир Головнев. Во-первых, российские законодатели приняли IV часть Гражданского кодекса, благодаря которой интеллектуальная собственность стала считаться товаром. Во-вторых, в позапрошлом году появился Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково", позволяющий любым компаниям, отвечающим необходимым критериям, в любой точке страны до 1 января 2014 года пользоваться налоговыми, таможенными и организационными преференциями. В-третьих, появился закон о передаче прав на единые технологии. В-четвертых, работает ФЗ N 316, который касается прав патентных поверенных и специальных налоговых льгот.
Одним из самых значимых документов, призванных стимулировать спрос на инновации в нашей стране, может стать "Стратегия инновационного развития России до 2020 года", утвержденная осенью прошлого года. Только за первые два-три года объем средств, которые будут направлены на реализацию новых мероприятий стратегии, исчисляется 30-40 млрд рублей ежегодно. В частности, в рамках стратегии инновационного развития правительство РФ утвердило в прошлом и текущем году 30 технологических платформ (ТП), призванных обеспечить реформу госсектора в сфере науки и технологий.
ТП - это новая технология определения научных приоритетов и организации научного поиска. "Государство вкладывает деньги в фундаментальные исследования, которые в дальнейшем будут интересны бизнесу, разделяя с частным сектором все риски пополам, - поясняет принцип работы технологических платформ председатель первой созданной в России ТП "Медицина будущего" Людмила Огородова. - Приоритетность проектов, включаемых в платформу, определяется с помощью различных инструментов технологического прогноза, на основании российских и зарубежных вызовов".
Так или иначе, о переходе российской экономики на инновационные рельсы говорить пока рано. По словам Владимира Головнева, государство, которое находится на опережающем инновационном этапе развития, отличают три признака, ни один из которых для экономики нашей страны не характерен. Первый признак - существование прикладных научных предприятий, которые занимаются только производством инноваций, а добавленную стоимость получают с помощью посредников, выводящих изделие на рынок. Второе условие - развитый рынок новых технологий. Третье - существование большого количества промышленных компаний, готовых внедрять инновации.
- Сейчас же в нашей стране довольно часто практикуется "родоплеменной" подход к выбору подрядчиков для исполнения государственных заказов, предприятий-участников федеральных, региональных или муниципальных программ, получателей субсидий из госбюджета и так далее. Этот подход не стимулирует бизнес к повышению качества производимых товаров и услуг: все равно выигрывает не наиболее профессиональный, а наиболее близкий к властным структурам субъект рынка, - говорит Ольга Ускова. - Как следствие - многие отечественные предприниматели не уверены в завтрашнем дне и не заинтересованы в долгосрочном развитии бизнеса в России. А инвестиции в инновации имеют длинный период окупаемости - при оптимальном раскладе он занимает не меньше 5-6 лет. Поэтому увеличение доли затрат частного бизнеса на разработку и внедрение инновационных технологий - очень сложная задача. И ее решение потребует, в первую очередь, кардинальных реформ системы взаимоотношений предпринимательского сектора и государства. Другая проблема заключается в отсутствии четких регламентов по внедрению инновационной продукции в промышленную эксплуатацию. Государственные и частные промышленные предприятия должны быть поставлены в строгие рамки по обновлению основных фондов, замене старых станков на новое, более высокотехнологичное оборудование. Период разговоров и уговоров о пользе модернизации закончился. Государство должно перейти к жесткой системе контроля качества товара, подразумевающей инновационную составляющую производственного процесса.