Многие венчурные компании уже уверенно вкладывают средства в новейшие IT-разработки. Но эта сфера для тех инвесторов, которые безоговорочно верят в удачу, готовы упорно работать и делить риски вместе со стартапом. Безусловно, есть менее рискованные и более понятные бизнесы - торговля или недвижимость, но эти рынки играют по простым правилам, и ждать от них больших и инновационных прорывов не приходится. Поэтому возможная прибыльность от инвестиций в IT-стартап гораздо выше любой другой.
На рынке - как мировом, так и российском, сейчас происходит настоящий бум стартаперства и венчурных инвестиций. Проектов с каждым днем становится все больше и больше, а вот хороших проектов все так же мало, поэтому отыскать действительно инновационный, стоящий стартап венчурному капиталисту становится все сложнее. Стартапу, в свою очередь, тяжело найти подходящего инвестора, который даст ему не просто деньги, а "умные деньги": опыт, компетенции, связи, стоимость которых в разы выше простого банковского капитала. Для того чтобы заинтересовать таких инвесторов, стартап должен обладать тремя основными качествами: командой, еще достаточно сумасшедшей, чтобы не знать слово "невозможно", но уже достаточно готовой, чтобы знать, как это "невозможно" сделать, продуктом, который осуществляет настоящую потребность покупателя, и рыночным потенциалом для развития такого продукта. Если все эти качества будут присутствовать, инвесторы сами будут стоять в очередь за стартапом.
Чаще всего инвесторы обращают внимание на проекты, которые отличаются наличием технологической или рыночной инновации. К технологическим инновациям относятся проекты, имеющие в основе некоторую технологию кардинально новую или имеющую доказываемый значительный технологический прорыв по сравнению с существующими аналогами. В качестве примера можно привести воздушный экран Displair, создающий управляемое изображение прямо в воздухе и соединивший в себе как ноу-хау, так и готовые технологии. А рыночная инновация подразумевает уникальное предложение на рынке со значительным временным отрывом от конкурентов и уникальные методы работы с клиентами и партнерами.
Большинство инвесторов сами находятся в постоянном поиске команд, готовых предложить идеи. Это, как правило, происходит на мероприятиях партнерских площадок для стартапов. Также обрабатывается большой поток входящих запросов на инвестирование. При этом стартаперам не нужно бояться обращаться в инвестиционные фонды самим, ведь предприниматель, обратившийся в фонд, уже показал, что первый шаг он способен сделать, а значит, способен и на большее.
После выбора проекта и прохождения процесса инвестирования начинается плотная работа инвестора с командами, но не в качестве рулевого, а в качестве партнера, способного оградить стартапы от типичных ошибок, через которые все проходят в начале своего пути. Важно сделать так, чтобы стартаперы занимались продуктом - его созданием, продвижением, донесением его ценности до пользователя, а все проблемы и заботы, связанные с администрированием бизнеса, отходили на второй план. Одной из типичных ошибок молодых разработчиков является излишняя концентрация на продукте без опробования его на клиентах или, наоборот, раннее масштабирование без технологической или рыночной готовности к нему.
Для успешного запуска стартапа в IT-сфере самое важное - это команда, четко видящая свою цель, понимающая, как к ней идти, люди в таких командах гармонично дополняют друг друга. При этом обязательно должен быть лидер команды - носитель основной идеи и ее двигатель, это может быть как инженер, так и человек из бизнеса, а в идеале - тот, кто сочетает в себе оба этих качества.
Молодым предпринимателям нужно понимать, что в условиях российской экономики строить технологический бизнес очень сложно, но ситуация постепенно меняется к лучшему, начинает формироваться стартап-среда, государство разрабатывает систему поддержки инноваций. Такие проекты, как "Сколково" и венчурное партнерство "РВК", тоже дают позитивный толчок к развитию. Основные тренды в IT-сфере сейчас - это мобильные приложения, рынок которых растет огромными темпами вместе с числом мобильных устройств (коммуникаторов, планшетных компьютеров), также увеличивается количество голосовых и видеосервисов, которые в скором времени позволят человеку значительно экономить время для представления и передачи информации и при этом смогут еще более четко передавать эмоции. Разрабатываются новые способы передачи информации, новые интерфейсы машинно-человеческого взаимодействия, новые прозрачные, гибкие дисплеи, манипуляторы, не требующие специального оборудования, а также устройства для ввода-вывода информации, способные задействовать все органы чувств человека.