09.07.2012 23:05
    Поделиться

    Власти: От наводнения пострадал каждый второй житель Крымска

    Каждый второй житель Крымска пострадал от наводнения. Об этом заявил губернатор Александр Ткачев на встрече с подтопленцами, проходившей на главной площади города.

    Собравшийся здесь народ выплеснул на власть массу претензий. Практически каждый говорил, что стихия обрушилась внезапно, и о надвигающейся опасности люди просто не знали. Когда на Крымск обрушился небывалый поток (глава края утверждает, что высота воды здесь достигала семи метров), люди спали и бегущую строку по местному телеканалу с предупреждением об опасности, появившуюся за пару часов до трагедии, практически никто не увидел.

    Когда-то проводное радио выполняло функции оповещения населения, но потом связисты его ликвидировали, не обеспечив абонентов современными, беспроводными приемниками, стоимость каждого из которых на тот момент составляла не больше 200 рублей. Десять лет назад, когда на Крымск и соседние города также обрушилась водная стихия, специалисты предлагали оборудовать такими приборами каждый дом и использовать их для оповещения населения о различных угрозах, однако к здравым советам тогда не прислушались. Расплатой за чью-то экономию теперь ( в очередной раз!) стали человеческие жизни.

    Причиненный материальный ущерб еще не посчитан, но уже понятно: для восстановления разрушенного потребуются огромные суммы. В зоне подтопления оказалось около пяти тысяч жилых домов, 650 из которых разрушено, причем свыше 100 - полностью. В трех городах (Геленджик, Новороссийск, Крымск) и окрестных поселках нарушены системы энерго-, газо- и водоснабжения, автомобильное и железнодорожное движение. По последним данным, наводнение на Кубани унесло более 170 жизней. В основном это жители Крымского района, который сильнее всего пострадал в результате стихии.

    Сейчас в пострадавших от потопа городах и районах продолжаются восстановительные работы. "Очищено более 60 процентов канализаций, из 1814 домов откачена вода. Продолжаем расчищать завалы", - сообщила "РГ" руководитель пресс-службы краевого управления МЧС Татьяна Кобзаренко. По ее словам, в Крымске расчистили 50 километров дорожного полотна, подключили газоснабжение 256 абонентам, из половины домовладений откачали воду. Однако здесь масштаб разрушений настолько велик, что к нормальной жизни многие горожане вернутся еще не скоро.

    Потерявших кров людей разместили в восьми стационарных пунктах, оборудованных в детских садах и школах. Кроме того, на улице имени Ленина развернут палаточный лагерь на 1000 мест. Волонтеры, прибывшие в Крымск со всей России, разносят листовки с адресами и телефонами, куда можно обратиться за помощью и задать любой вопрос. Однако обездоленных граждан здесь по-прежнему много, в чем убедилась корреспондент "РГ".

    Один из адресов беды - Островского, 96. В доме, построенном 10 лет назад на месте разрушенной прошлым наводнением саманной хаты, живут три поколения Сергеевых.

    - Дом блочный, обложен кирпичом, - говорит Анна Сергеева. - Его нам государство построило после наводнения 2002 года. Сейчас стены уцелели, а вот вся мебель и вещи - пропали. Да мы и сами чудом спаслись. Я с сынишкой пыталась в окно выпрыгнуть, стекла выбила, но только руку поранила, ибо поток воды буквально захлестывал. Благо отец потолок железной трубой выломал, и на чердак нас затащил. Сынишка воды наглотался, до сих пор ни спать, ни есть не может. Спасателей не дождались. Под утро видели проплывающую по нашей улице лодку, надеялись, что хотя бы ребенка возьмут. Но нам ответили, что, мол, должны выполнить поручение какого-то начальника и забрать ценные вещи из его дома. Обещали потом за нами вернуться, однако не вернулись. Наверное, еще чьи-то ценные вещи спасали.

    Сергеевы продолжают сидеть на своем чердаке. В их дворе еще стоит вода, в ней плавают трупы погибших животных. Воздух вокруг наполнен запахом разложения.

    О том, что обещанная помощь обходит их стороной, жители Крымска жаловались и на встрече с губернатором Ткачевым. Выводы были сделаны на состоявшейся в понедельник внеочередной сессии райсовета. Она началась с минуты молчания. Зал стоя почтил память погибших.

    - Спасательная операция завершена, и началось восстановление разрушенного, возвращение района к нормальной жизни, - сказал Ткачев. - И тут я вижу большие проблемы. Организация этой работы, ее качество меня категорически не устраивают. Люди жалуются на отсутствие помощи, неорганизованность служб, на то, что власть прячется, уходит от принятия решений и ответственности. Понятно, что все пережили шок. Но власть не имеет права на эмоции, не имеет права впадать в прострацию. На счету каждый час, каждая минута.

    По словам губернатора, краю пришлось фактически вводить внешнее управление в Крымске и брать всю ответственность на себя.

    - Впереди трудный период восстановления города. И важно, чтобы власть была не только эффективной, но чтобы люди ей еще и верили. У власти в таких критических обстоятельствах должны находиться руководители, способные своим авторитетом объединить людей и направить их силы на восстановление нормальной жизни.

    Своим решением губернатор отстранил от занимаемой должности главу Крымского района Василия Крутько. Он, похоже, после трагедии больше всего был обеспокоен своей собственной судьбой, а не людскими проблемами. Даже похороны погибших не смогли организовать по-человечески. Местная власть, пообещавшая взять на себя все похоронные расходы, "позаботилась" лишь о гробах для жертв небывалого потопа, не положив на их крышки даже по одному цветочку, не говоря о венках. Крымчане, добравшись на попутках до погоста, куда из морга в огромных фурах "централизованно" привозили гробы с телами жертв наводнения, были шокированы подобной организацией "всенародных" похорон.

    эксперты

    Гендиректор Производственного и научно-исследовательского института по инженерным изысканиям в строительстве Михаил Богданов:

    В России не выстроена система оповещения о чрезвычайных ситуациях природного характера. Кроме того, при застройках жилых районов не выполняются требования Градостроительного кодекса. В первую очередь из-за этого случаются трагедии. В Градостроительном кодексе четко расписано, что должны быть документы территориального планирования - местного, регионального и федерального уровней - и карты оценки рисков природного характера. Исходя из них и должна идти застройка территории, выстраиваться защита для нее и система оповещения. А были ли выполнены эти требования Градостроительного кодекса в Краснодарском крае? Вопрос. И если известно, что это территория повышенного риска, то почему нельзя установить, к примеру, метеостанции, автоматически передающие данные. Цена одной из них 40-50 тысяч рублей, четыре станции - 200 тысяч рублей, деньги небольшие, и появляется возможность получать оперативные сводки о любых изменениях погоды. Если начались обильные осадки, даже студент метеорологического факультета может посчитать, сколько воды и за какой период придет в город, какие возможны риски и стоит ли вводить экстренную эвакуацию людей.

    Информация о том, что ситуация опасная, поступила руководству региона вечером, в районе 22 часов, в 3-4 часа ночи людей стало сносить водой. За пять часов можно было бы как-то подготовиться.

    На самом деле это не проблема одного региона. Она носит системный характер. Нигде почти не работают системы оповещений. Нигде почти губернаторы не знают, как действовать в таких ситуациях. И дома очень часто строятся в опасных местах. Например, вокруг Барвихи, где находятся госдачи, происходят оползневые процессы. И когда Невельск был разрушен землетрясением, власти принимали решение восстановить город в том же месте, и стоило больших усилий вести с ними переговоры о том, что стоит пересмотреть место его возведения.

    Мы часто думаем, что когда человек занимает должность главы, у него в голове сами собой берутся знания о том, как решать или предупреждать ту или иную проблему. Но это не так. Знаний у них нет. Значит, их надо учить.

    Что касается причин подъема волны, идущей на населенные пункты, до 6-7 метров, то скорее всего были места, где вода до этого аккумулировалась: могли быть запруды, дамбы, оросительные системы, которые могли прорваться под воздействием стихии. А ведь все эти факторы должны быть известны властям и учитываться.

    Сотрудник кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ Павел Константинов:

    Вероятность сильных ливневых дождей в районе Геленджика, где произошла крупная природная катастрофа, остается очень высокой, и в принципе грозовые дожди, достаточно интенсивные, могут выпадать в течение суток.

    А вообще, Росгидромет еще 60 лет назад, в советское время, выстроил систему предупреждений о природных катаклизмах. И с тех пор ничего не изменилось. Сводки о надвигающихся штормах власти всех уровней получают всегда своевременно. И к метеорологам не должно быть никаких претензий в этой ситуации.

    Звучал вопрос: а не могла ли массовая вырубка лесов поспособствовать сходу воды и наводнению? И не были бы минимизированы риски, если бы леса оставались нетронутыми? На самом деле, если бы осадки были в несколько раз менее интенсивными, то, конечно, ситуация с лесами имела бы значение. Но при том количестве, которое выпало, а это 300 миллиметров (если представить - на один квадратный метр 30 десятилитровых ведер воды), "лесной" фактор уже не в счет.

    Поделиться