09.07.2012 23:23
    Поделиться

    В Коломне проходит первая персональная выставка Евгении Лоцмановой

    В Коломне открылась первая персональная выставка Евгении Лоцмановой
    В Коломне проходит первая персональная выставка Евгении Лоцмановой - талантливой художницы-иллюстратора, у которой пока не вышло ни одной книги.

    Тихо и скромно, в культурном центре "Дом Озерова" первая персональная выставка 27-летней художницы-иллюстратора, выпускницы факультета графических искусств Московского университета печати.

    Взрослые и дети, люди, тонко разбирающиеся в искусстве, и те, кто вовсе не разбирается, - все ходили по выставке Евгении Лоцмановой какие-то озаренные. Глядя на ее иллюстрации к сказкам Х.К. Андерсена, А.Н. Толстого, С. Писахова и К. Льюиса, забываешь печальные прогнозы специалистов об умирании отечественного искусства книжной иллюстрации. После открытия выставки художница ответила на вопросы корреспондента "РГ".

    Как же получилось, что ты посвятила себя такой тяжелой мужской технике, как литография?

    Евгения Лоцманова: Литография позволяет экспериментировать с одним и тем же эскизом, варьируя цвета и дорабатывая его в поисках лучшего решения. И есть своя прелесть в нерукотворности напечатанной картинки, которая обычно получается немножечко не так, как предполагаешь.

    Ты назвала свою выставку путешествием. Куда же мы отправимся?

    Евгения Лоцманова: Мы отправимся в путешествие по сказкам, созданным писателями разных стран. Они несут в себе и яркий национальный колорит, и дух того времени, когда они были созданы. Русские, европейские или восточные сказки требуют разного подхода, разных художественных ориентиров, будь то русский лубок и расписные прялки, иранская миниатюра или европейская живопись XVI -XIX веков.

    Твои герои сказочны - таких в жизни не встретишь. Откуда же они к тебе приходят? Из снов, из детства?..

    Евгения Лоцманова: Да, в основном из детских впечатлений и каких-то смутных, но очень милых сердцу ассоциаций... Некоторых героев я рисую с самых близких людей. Например, с мамы.

    Какие книги ты любила и любишь читать?

    Евгения Лоцманова: В детстве очень любила волшебные сказки и повести про животных. Позже читала много классики и приключенческой литературы вроде "Трех мушкетеров". Одна из любимейших книг сейчас- "Мастер и Маргарита" Булгакова. Всегда с удовольствием читаю мемуарную литературу, книги, написанные в эмиграции, воспоминания людей, переживших сложнейшие моменты нашей истории. Одна из последних прочитанных - воспоминания художницы Остроумовой-Лебедевой.

    Когда ты почувствовала себя иллюстратором?

    Евгения Лоцманова: Все началось с чудесной картинки, нарисованной мамой к "Городу мастеров". У нее так здорово получалось, что мне захотелось нарисовать не хуже.

    Твоя выставка - это целая сказочная страна. Как бы ты назвала эту страну?

    Евгения Лоцманова: Мне запомнились слова Ники Георгиевны Гольц, одной из моих любимейших иллюстраторов, сказанные на встрече с нами, студентами. Она сказала: не нужно никаких выдуманных стран, ведь все самое интересное и волшебное происходит рядом, надо просто это увидеть.

    о личном

    Говорят, что твои предки были иконописцами? Что ты о них знаешь и чувствуешь ли в себе, в своем искусстве, какую-то родовую преемственность?

    Евгения Лоцманова: К сожалению, знаю я не много. Мой прадедушка по материнской линии происходил из деревни Егорьевского уезда, где процветал иконописный промысел. В юности прадедушка продолжил семейные традиции, но после революции род занятий ему пришлось сменить. Наверное, и иконопись, и книжная иллюстрация - виды искусства, не слишком допускающие суету, включающие труд достаточно кропотливый, требующий "глубокого погружения" и напряженной душевной работы.

    Кто твои любимые художники?

    Евгения Лоцманова: Люблю фламандскую и голландскую живопись, Питера Брейгеля Старшего, Рембрандта, Хальса, Вермера. С радостью обращаюсь ко многим мастерам европейской живописи вплоть до конца XIX в. В русском искусстве очень люблю Коровина, Кустодиева, Врубеля, всех "мирискусников". С душевным трепетом отношусь к "Азбуке" Бенуа и книжкам Билибина. И конечно, моя огромная и бесконечная радость - мастера советской книжной графики, чьи картинки нежно любимы с детства: Конашевич, Юрий Васнецов, Маврина, Устинов, Елисеев, Гольц и многие-многие другие. И особенно хочу сказать об иллюстрациях моего дорогого учителя Бориса Аркадьевича Диодорова, которые для меня уже в институте стали настоящим озарением.

    Ты пишешь стихи, занимаешься пением, делаешь куклы...

    Евгения Лоцманова: Успеваю только маленькую часть от того, что хочется сделать. Но разные увлечения, я чувствую, питают друг друга. Пение русских народных песен вдохновляет на картинки к русским сказкам, если нет времени нарисовать явившийся вдруг образ, о нем где-нибудь в дороге можно написать стихотворение, а создание кукол, работа с объемом, с разными фактурами и материалами помогает легче лепить форму в рисунке.

    Часто говорят, что дети равнодушны к книгам, к чтению, что скоро книга умрет. Что бы ты ответила таким скептикам?

    Евгения Лоцманова: С помощью компьютерных технологий можно получить информацию, но скорее всего она будет калейдоскопичной. Книга же способна нести целостный художественный образ, который будет воспитывать вкус ребенка, являясь понятным, уютным и осязаемым домиком для слов и персонажей, живущих и действующих в ней, как актеры в спектакле, играемом для одного маленького зрителя и для самых близких его людей.

    Прочитай, пожалуйста, что-нибудь летнее из своих стихов для детей.

    Евгения Лоцманова: Летнее? Тогда вот это: " Счастливое мычание,/ Кузнечиков трещание,/Душистое встречание / предсумрачной зари,/Медово-ароматное / земли благоухание,/ Ты спи сегодня, солнышко, / а завтра вновь гори!"

    Выставка Евгении Лоцмановой открыта до 22 июля 2012 г. в культурном центре "Дом Озерова" (Московская область, г. Коломна, ул. Красногвардейская, д. 2).

    Поделиться