Эксперт: Большинство ПИР госкомпаний не содержат долгосрочных стратегий

Большинство программ инновационного развития (ПИР) госкомпаний не содержат долгосрочных стратегий и не предусматривают взаимодействия с инновационной средой. Такие выводы содержатся в исследовании "Эксперт РА". Критерии, по которым оценивались эти программы, это управление инновационной деятельностью, объем и структура НИОКР, амбиции в технологическом лидерстве, взаимодействие с институтами и эффективность производственных процессов. Из 48 корпораций, которые должны были разработать ПИР по поручению президента, предоставить свои программы для анализа согласились только 16. Среди них, по заключению экспертов, лучшие программы - у энергетиков. Как считает генеральный директор "Эксперт РА" Дмитрий Гришанков, это связано с тем, что в постсоветское время были разрушены многие связи, но энергетического сектора это коснулось меньше всего. В этой сфере удалось сохранить исследовательские институты, связанные с производством.

Лишь десять госкомпаний подтвердили свои программы стратегиями развития. Большинство ПИР сегодня - это программы не инновационного развития, а сохранения инновационного отставания. У них нет амбиций выйти в лидеры в своей отрасли, это догоняющее развитие. В программах есть стратегические ограничения - в среднем они рассчитаны на три года, а цикл выпуска инновационной продукции может составлять 10 лет. "Понятно, что такая программа пока больше декларативная. Но тем не менее мы рассматриваем это как полезное направление, потому что внешняя среда, по крайней мере, начинает получать хоть какую-то информацию", - сказал Гришанков.

Существуют огромные рынки и огромные возможности, но часто маленькие компании об этом не знают

Представители госкомпаний говорят, что учитывают в своих ПИР бизнес-стратегии. В частности, в рамках стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г. была сформирована программа научно-технического развития "РЖД". "Когда президентом страны была поставлена задача разработать ПИР, мы пересмотрели свою программу и сформировали на пятилетний период стратегию инновационного развития и соответствующую программу. Разработка ПИР была очень полезна, потому что позволила переосмыслить положение компании, состояние ее технических средств, оценить их по отношению к мировому уровню. Было принято решение: для нас инновационная продукция - это та, которая соответствует мировому уровню и в обязательном порядке должна иметь результаты в виде интеллектуальной собственности", - рассказал замначальника департамента технической политики "РЖД" Марк Чернин.

Инновации больше всего развиты в энергетике, и этот сектор - по крайней мере, по внешним параметрам - выглядит не хуже, чем в развитых странах (в ФСК ЕЭС 2,64%, Edf - 0,7%, National Grid - 0,1%). А вот машиностроение не двигает инновации вперед. Доля затрат машиностроителей на НИОКР по отношению к выручке серьезно отстает от западных конкурентов, в рамках заявленных ПИР разрыв составляет от 1,5 до 4 раз. Также в дефиците свежие идеи: практически ни одна ПИР не предусматривает каких-то прорывных решений. Еще один недостаток программ - практически полное отсутствие взаимодействия с инновационной средой. "Мы попросили корпорации сформулировать какие-то цели, чтобы побеждающие на нашем конкурсе русских инноваций разработки были направлены на решение конкретных проблем. К сожалению, в ответ мы слышали лишь общие слова. Например, вы озабочены энергоэффективностью. А что такое энергоэффективность в узком смысле? Нужны новые лампочки? Новые системы кондиционирования? Этого корпорации, к сожалению, сказать не могут", - привел пример Гришанков.

Главный вопрос сегодня - как восстановить коммуникации между инновационным сообществом и корпорациями. Их отсутствие приводит к тому, что сейчас КПД инновационных компаний близок к нулю. Не менее важный вопрос - развитие спроса на инновационную продукцию. По словам исполнительного директора РВК Александра Потапова, любая инновационная компания, стартап, научный коллектив или команда студентов, которая собирается претендовать на грант, должны понимать, для кого они делают свою продукцию и каковы ее перспективы. "Нам, так же, как и фондам, в которые мы инвестируем, интересны компании, у которых есть глобальные амбиции. Но угадать с самого начала, кто выйдет на глобальный рынок, кто останется на локальном, кто вообще что-то сделает и останется в памяти хотя бы нескольких человек, сложно. Одна из наших программ как раз и называется стимулирование спроса на инновационную продукцию. Важно работать с крупными компаниями, с госкорпорациями и разъяснять им, что они должны четко формулировать свои задачи в отношении спроса на такую продукцию", - рассказал Потапов.

Часто у крупных корпораций нет понимания, зачем им нужно развивать инновации. В конкурентной экономике это помогает повысить конкурентоспособность, нарастить капитализацию, вывести компанию на новый уровень развития. Однако госкорпорации часто охватывают целые отрасли и конкурировать им, по сути, не с кем.