Обитателям 17-этажной Fred Wigg Tower крупно повезло. Их дом, находящийся неподалеку от олимпийского стадиона на востоке столицы, попал в зону расширенной системы ПВО, которая, согласно планам минобороны, призвана обезопасить Лондон от потенциальных террористических атак с воздуха. Всего в городе предполагается развернуть шесть точек, оснащенных зенитно-ракетными комплексами класса "земля - воздух".
Жильцы многоэтажки возмущены: военные просто поставили их перед фактом. "Получается, что министерство обороны может прийти в ваш дом и, не спрашивая разрешения, установить военное оборудование прямо на вашей крыше или лужайке", - говорит один из адвокатов Дэвид Энрайт. По мнению правозащитников, решение министерства обороны Великобритании нарушает права на уважение частной жизни и жилища, которые предусмотрены Европейской конвенцией по правам человека. Представляющий интересы правительства Дэвид Форсдик уже заявил, что решение о дислокации ракет было одобрено "в интересах защиты королевства". А глава военного ведомства Филип Хаммонд заметил, что против установки ракет выступает "лишь небольшая группа активистов".
"РГ" решила выяснить, есть ли законодательные нормы, регулирующие подобную ситуацию в России. В фонде "Институт экономики города" нам рассказали, что эти вопросы не находятся в ведении структур, отвечающих за жилищно-коммунальное хозяйство.
- Нужно обратиться к документам, регулирующим взаимодействие органов федеральной власти. В случае необходимости подобные меры могут быть приняты и у нас, - пояснил "РГ" военный эксперт Дмитрий Литовкин. - После терактов 11 сентября 2001 года ходили разговоры о том, чтобы разместить на крышах сталинских высоток стрелков-зенитчиков. Но на практике до этого никогда не доходило. Дело в том, что сбивать захваченный террористами самолет над городом вообще бессмысленно - это надо делать до его вхождения в городское воздушное пространство, иначе все равно не избежать большого количества жертв. Именно на таком принципе построена система ПРО вокруг Москвы. Собеседники "РГ" признают, что российское законодательство позволяет использовать армию для борьбы с воздушным терроризмом. Но на деле нужны совершенно другие меры - например, создание системы дистанционного управления самолетами с земли.