Впрочем, члены Координационного совета при председателе СФ по взаимодействию с институтами гражданского общества не сразу приступили к теме, которая уже дней десять с момента внесения законопроекта об НКО в Госдуму с пол-оборота заводит столичную политтусовку. Тихо и мирно обсудили ситуацию с изменением норм Гражданского кодекса, согласившись с одним из докладчиков, что документ, который планируется принять уже в осеннюю сессию, действительно принесет столько масштабных изменений, что надо бы ввести переходный период для общественников, работающих в некоммерческом секторе страны.
Потом председатель комиссии Общественной палаты по развитию гражданского общества Иосиф Дискин рассказал сенаторам о тех идеях, которые родились у его коллег при разработке законопроекта "Об общественном контроле в РФ" (проект могут внести в Думу в октябре). Так, абсолютно инновационным, по его мнению, является введение в законодательство понятий "общественные интересы" и "обязательная общественная экспертиза", а сообщения СМИ станут "выстрелом из пистолета, который запустит целый ряд процедур общественного контроля".
"Помните крылатую фразу из советского времени, - заметила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, - что общего между мухой и министром? И ту, и другого можно прихлопнуть газетой! Это у вас и будет в законопроекте прописано?" Под дружный смех собравшихся Дискин категорически отверг подозрения: "Нет! Палата глубоко удовлетворена составом правительства. Министры нам дороги".
Но сколько ни откладывай, а не обсудить проходящий вчера в Думе первое чтение законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" было нельзя. "Этот закон назрел, и его принимать надо, - заявил сенатор Борис Шпигель, - миллиарды долларов идут в наши НКО совершенно не для благих целей. Однако если мы сегодня примем закон в этом виде, надо будет очень внимательно отслеживать правоприменительную практику". Валентина Матвиенко сообщила, что вместе со Шпигелем и Андреем Клишасом они очень плотно работают над документом, "можно сказать, со всеми возможными агентами влияния".
К первому чтению, впрочем, сенаторы успели внести только одну поправку: Борис Шпигель предложил вывести из числа НКО - иностранных агентов "социально ориентированные некоммерческие организации", которые занимаются соцподдержкой населения, безвозмездной юридической помощью, охраной окружающей среды и животных, оказанием помощи пострадавшим в результате различных бедствий, благотворительностью, образованием и прочими полезными вещами. Таким образом, иностранное финансирование на эти цели, считает сенатор, вполне допустимо.
Всех проблем это не решит. Первый замгендиректора ИТАР-ТАСС Михаил Гусман заметил, что даже с этой поправкой будет затронут, например, телеканал Russia Today: "И что ему теперь пускать бегущую строку, сообщая благодаря каким деньгам он стал иностранным агентом? Да просто представьте - через некоторое время в стране окажется несколько тысяч иностранных агентов, ведущих благотворительную деятельность, как это выглядит!" Собравшихся буквально прорвало, за десять минут оказалось, что под "иностранных агентов", получающих иностранное финансирование, подпадают все музеи, хосписы, инвалидные сообщества, все общественные структуры при СНГ и ЕврАзЭС, ЮНЕСКО и ООН. Если закон будет принят в действующей редакции, подключился Дискин, "это будет просто вопрос времени - кто быстрее добежит в Конституционный суд и докажет нарушение процедуры принятия". Действительно, ведь заключений от заксобраний в регионах не было получено. "Поэтому, если этот закон будет отклонен по процедурным основаниям, - предложил Дискин, - это даст возможность спокойно поработать и вычистить его". Сенаторы эту идею замолчали. "Я считаю, еще есть время посидеть с ручкой и все поправить", -- уняла страсти Матвиенко.
Также на Координационном совете вчера обсудили инициативу сенаторов, разрабатывающих законопроект "О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников". Зампред движения "Мир без нацизма" Валерий Энгель предложил: "Пора приступать к созданию списков нацистских, экстремистских и радикальных организаций. И должны быть продуманы санкции для таких организаций по примеру "акта Магнитского". Позаботившись о гражданском обществе, сенаторы разошлись: до конца сессии у них осталось одно заседание, намеченное на 18 июля.