Новости

11.07.2012 00:02
Рубрика: Культура

Полуночный пианист

Собрание альбомов Сергея Курехина удалось издать только к годовщине смерти знаменитого авангардиста
Однажды ночью с Борисом Гребенщиковым они проникли в Мариинский театр. И, впечатленные его аурой и акустикой, решили сыграть в знаменитом зале, записав на магнитофон и собственную музыку (пока дремали вахтеры). Капитан (прозвище Курехина) - на клавишных, а БГ - на гитаре. "В итоге получилось, что каждый из нас плохо слышал другого. Но запись удалась и в Англии ее выпустили отдельным альбомом - "Безумные соловьи русского леса" - вспоминает теперь бессменный лидер "Аквариума" Гребенщиков...

И в этом шаге, конечно, тоже была примета, отличающая яркую и самобытную личность Сергея Курехина. Человека, постоянно экспериментирующего и ищущего новые гармонии и смыслы, сочетания инструментов, аранжировочные ходы, ставшего в итоге одним из главных музыкантов-экспериментаторов отечественного джаз-рока, фри-джаза и авангарда. Он и из "Аквариума" ушел после того, как вдохнул в него новую жизнь на альбомах "Табу", "Электрошок" и особенно - "Радио Африка" ("Я вызываю Капитана Африка..." - строчка, спетая БГ именно о нем) - ради новых музыкальных поисков и экспериментов. В частности, ради проекта "Поп-механика", небывалого не только для российской музыки, но и в мировом масштабе.

Капитан-Курехин разыгрывал на сцене музыкальные постановки, в которых задействовал в зависимости от замысла порой до пяти-шести гитаристов, несколько саксофонистов, басистов, скрипачей, ударников. Иногда на сцену выходили также: Борис Штоколов, Эдуард Хиль, а то и фолк-роковая Марина Капуро или английская кинозвезда Ванесса Редгрейв. Каждая программа получала свое название, была импровизационна, а поэтому и фактически - неповторима. Ближе всего получалось - к "свободному театру", со своей уникальной, экспериментальной музыкой. За которую Курехина очень ценили гурманы кино (он автор музыки почти к 40 кинофильмам) и ценители авангарда и free jazz в Европе, США, Японии. Мало у кого из отечественных музыкантов в 80-90-е выходило столько записей на Западе, как у Курехина. Теперь многие изданы и на родине, составили его первое наиболее полное собрание сочинений, объединенное в три двойных тома (в общей сложности - 6 дисков, общим временем звучания - более семи часов).

А накануне, в день памяти музыканта в Москве состоялась лекция-конференция о творчестве Сергея Курехина. Были показаны редкие видео, экс-музыкант "Аквариума" Олег Сакмаров сыграл фрагмент музыки мэтра и рассказал о репетициях в "Поп-механике". А автор скрупулезных и событийных томов "Золотое подполье" "100 магнитоальбомов русского рока" Александр Кушнир вспоминал о малоизвестных эпизодах жизни и творчества - в частности, об альбоме "Пути свободы", имевшем прямую отсылку к роману Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". А главное, порадовал тем, что завершает биографию Сергея Курехина. Только, вот, издателя для этой книги пока, увы, не найдено...

Культура Музыка Музыка с Александром Алексеевым
Добавьте RG.RU 
в избранные источники