Такие жесткие рамки приема на службу в полицию, считают в МВД России, необходимы для укрепления дисциплины, борьбы с коррупцией и, что главное, для контроля сотрудников друг за другом. Ведь приказ недвусмысленно предполагает серьезное дисциплинарное наказание поручителя, вплоть до увольнения, если его протеже не только совершит какой-либо проступок, но даже досрочно попытается уволиться. То есть речь идет не только о предотвращении должностных преступлений, но и о барьере для утечки кадров.
Предложения ввести институт личного поручительства велись в МВД давно. Даже проводились своеобразные эксперименты, когда за одного кандидата поручались сразу два или три сотрудника. Но подобные опыты разбивались об отсутствие ответственности за своего подопечного. Мол, мы тебя взяли на службу - теперь отвечай сам за себя. По сути, это была откровенная дискредитация самого института поручительства.
Кстати, министр внутренних дел Владимир Колокольцев, еще будучи начальником Главного управления внутренних дел РФ по Москве, увольнял не только провинившихся полицейских, но и их начальников, так называемых воспитателей - внимание, поручителей! - и даже ближайших сослуживцев, которые могли, но почему-то не удержали провинившегося от дурного проступка. По остроумному замечанию министра, этот метод стал именоваться "братской могилой": виноват один - наказаны все.
Надо заметить, что несмотря на кажущуюся жестокость, этот метод Колокольцева работает - уровень дисциплинарных нарушений, тем более преступлений, в столичной полиции снизился в разы. Большинство из тех, кто пришел на службу в органы внутренних дел из корыстных или других низменных побуждений, вынуждены были снять погоны. Тем более что "по блату" получить рекомендацию на службу становится все труднее. А тот, кто рекомендует заведомо негодного к службе, но "нужного" человека, рискует не только погонами. Не секрет, что именно таким образом пытались внедрить в полицию "своих людей" представители криминальных кругов. Служба собственной безопасности своевременно пресекла эти попытки. Но в этом сюжете важно другое - рекомендатели криминальных "агентов влияния" сели в тюрьму вместе со своими подопечными, которые должны были стать информаторами бандитов.
Теперь, согласно приказу, поручителями в органах внутренних дел могут выступать сотрудники, имеющие стаж службы не менее трех лет, не имеющие дисциплинарных взысканий, наложенных в письменной форме, не состоящие в близком родстве или свойстве с рекомендуемыми ими лицами. То есть не могут ручаться за претендентов на должность в полицию родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери и даже братья, сестры, родители и дети супругов. В общем, никакой семейственности.
Поручитель может быть назначен наставником своего протеже, если они проходят службу в одном подразделении. Для поручителя это немалый риск - его могут отстранить за ненадлежащее выполнение обязанностей наставника.
Если поручитель не назначен наставником рекомендованного им сотрудника, в его должностную инструкцию включается обязанность в течение двух лет оказывать рекомендованному им полицейскому помощь в адаптации к условиям службы. Кроме того, он должен знать, как его подопечный соблюдает ограничения и запреты, установленные законодательством.
Что важно, оформление такого поручительства - серьезная и строго регламентированная процедура, подробно описанная в ведомственной инструкции. То есть юридический процесс.
Смысл этой, на первый взгляд, бюрократии в том, чтобы заставить полицейских всерьез отнестись к институту наставничества.
Многие до сих пор относятся к этому как к некой общественной нагрузке. Мол, мне надо преступников ловить, а не молодежь воспитывать. Однако министр считает иначе: молодежь тоже надо воспитывать. И лично отвечать за это воспитание.