Закрыто уголовное дело о крушении "Боинга" в Перми

Старший следователь по особо важным делам при председателе следственного комитета РФ Николай Ущаповский подписал постановление о прекращении расследования уголовного дела о катастрофе самолета "Боинг-737-505" в Перми 14 сентября 2008 года. Оно было возобновлено по инициативе родственников погибших пассажиров воздушного судна 14 сентября 2010 года.

Но почти два года расследования лишь позволили установить, что виновных в трагедии, кроме самого командира судна Родиона Медведева, нет.

Как уточняют следователи, срок предварительного расследования по уголовному делу неоднократно продлевался - всего до 45 месяцев, то есть 15 августа 2012 года. В это время были проведены дополнительные следственные действия, в том числе допрошены члены региональной квалификационной комиссии Архангельского УГАН и летчики, ранее пилотировавшие самолет.

Согласно заключению экспертов, топливо в разбившемся самолете соответствовало нормам ГОСТа. В то же время диспетчеры пермского аэропорта "Большое Савино" допустили несколько незначительных отклонений в технологии радиообмена с экипажем. Но эти ошибки не находятся в прямой причинно-следственной связи с катастрофой, поэтому в действиях диспетчеров состава преступления не найдено.

Также установлено, что "Боинг" вылетел из Москвы с двумя неисправностями: это нефункционирующие автомат управления тяги двигателей и бортовая система предупреждения столкновений. Но руководство по технической эксплуатации "Боингов" допускает использование самолетов с такими неисправностями - в любом случае решение о вылете принимает командир воздушного судна.

Ранним утром, когда самолет приземлялся в Перми, метеорологические условия (видимость 10 километров и слабый дождь) ничуть не мешали экипажу совершить нормальную посадку. Кстати, при отключенных автопилоте и автомате тяги командир Родион Медведев только в августе 2008 года совершил на этом "Боинге" 12 рейсов без каких-либо нарушений.

Другие летчики "Боинга", совершавшие полеты на этом же судне, во время допроса сообщили, что докладывали руководству о проблеме с разнотягом двигателей, но руководство эскадрильи не расценивало это отклонение как неисправность. Практически все посадки осуществлялись в ручном режиме.

При назначении командиром воздушного судна Родиона Медведева также были допущены некоторые нарушения. Например, он не проходил командирские курсы и был пилотом второго класса, а не первого, но эти формальные нарушения также не могли быть прямой причиной катастрофы. А, значит, и в действиях должностных лиц Архангельского УГАН, утверждавших Медведева на должность командира, нет состава преступления.

Во время расследования уголовного дела уже не раз озвучивалась информация, согласно которой к управлению самолетом был допущен пьяный командир Родион Медведев. Так, комиссия МАК получила текст сообщения (SMS), отправленного с борта самолета одной из пассажирок своему знакомому в Великобритании незадолго до взлета. Отправитель был очень сильно напуган, поскольку в предполетном обращении к пассажирам голос командира звучал как голос "совершенно пьяного человека". Среди пассажиров возникло сильное беспокойство, но бортпроводники сказали, что все нормально.

Как выяснило следствие, предполетный медицинский осмотр Медведева и других членов экипажа проводила фельдшер Логинова. Но она не обнаружила ни у одного из членов экипажа признаков алкогольного опьянения. Об этом свидетельствует запись в журнале медосмотров, произведенная 13 сентября в 23 часа 37 минут. Поэтому и фельдшера Логинову следствие отказалось назвать подозреваемой. Таким образом, когда Родион Медведев успел употребить алкоголь - до медосмотра или уже после него, так и остается не ясным.

Похоже, что роковыми для самолета оказались ошибки, допущенные Медведевым при заходе лайнера на посадку. Анализ переговоров в кабине показал, что занятый программированием экипаж не завершил подготовку к снижению судна и не проводил предпосадочную подготовку. Пилоты действовали разрозненно, несогласованно, и когда один из пилотов менял режим полета, он не сообщал об этом своему коллеге.

- В процессе снижения и захода на посадку распределение обязанностей в экипаже менялось неоднократно, при этом четких правильных указаний со стороны командира воздушного судна не было, - говорится в постановлении следователя. - Медведев во время посадки был отвлечен переговорами с диспетчером и неадекватно оценивал ситуацию на борту. Однако, когда Медведев вмешивался в управление, его действия штурвалом были очень резкими, несоразмерными и нехарактерными для нормального полета. Кроме того, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, командир судна Медведев находился в состоянии легкого алкогольного опьянения.

Незадолго перед крушением второй пилот судна Аллабердин просил у Медведева взять управление "Боингом" на себя, но Медведев отказал ему. В этот момент и прозвучал сигнал, предупреждающий о превышении допустимого угла крена. Медведев сделал резкое движение штурвала влево. Второй пилот пытался уговорить командира повернуть его в обратном направлении, но Медведев, будучи пьяным, не сориентировался в пространстве, еще больше увеличил левый крен, что и привело к заваливанию самолета с резким переводом в снижение. После этого предотвратить столкновение самолета с землей было уже невозможно.

Согласно заключению авиационно-технической экспертизы, причиной катастрофы "Боинга" послужила потеря пространственной ориентировки командиром воздушного судна Медведевым, осуществлявшим активное пилотирование самолетом на заключительном этапе полета, на фоне психически неуравновешенного состояния, которое было обусловлено наличием алкоголя в организме. Своими действиями он привел к перевороту самолета через левое крыло, его вводу в интенсивное снижение и столкновению с землей, уточняется в постановлении следователя. Таким образом, Медведев своими действиями совершил нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна (часть 3 статьи 286 УК РФ).

Однако, поскольку подозреваемый Медведев скончался в результате авиакатастрофы, уголовное дело прекращено. При этом представитель Медведева не возражает против прекращения уголовного преследования.

Справка "РГ"

"Боинг-737-505" дочерней компании "Аэрофлот-Норд", выполнявший рейс Москва-Пермь, разбился в Перми 14 сентября 2008 года при повторном заходе на посадку. Погибли все находившиеся на борту 88 человек. На месте крушения самолета установлен памятник - 88 мраморных столбиков по числу погибших пассажиров.