Российская газета: Игорь Рюрикович, в системе государственной власти вы человек новый, может быть, оказавшийся здесь неожиданно даже для самого себя. Сформулировали ли вы уже какие-то планы? Вам чего больше хочется: вникнуть в то, как работает этот механизм, встроиться в систему и сделать политическую карьеру - или попытаться систему изменить, привнести в нее какие-то принципы, которыми вы руководствовались на производстве, работая более пятнадцати лет на "Уралвагонзаводе"?
Игорь Холманских: Сразу хочу сказать: полного видения ситуации у меня пока нет, в этой системе надо разобраться. Я вижу, что механизм работает, теперь нужно понять - как. Осознание, надо ли что-то изменить или перестроить, придет после того, как я разберусь в этом механизме. Но, с другой стороны, поскольку я в этой системе человек новый, учился и работал в сфере промышленного производства, где другой темп и подходы, я уже что-то здесь меняю, просто потому, что мне так удобно получать информацию. Поэтому сейчас и работникам аппарата, наверное, не совсем просто: я ставлю новые для них задачи. Заглянуть вперед и определить, какой период времени все это будет происходить, я не могу: сколько мне доверено исполнять эти обязанности, столько я и буду их исполнять.
РГ: Вы, конечно, знаете проблемы уральских городов: жили в Нижнем Тагиле, успели уже присмотреться к ситуации в других моногородах округа. Какую градацию этих проблем вы бы выстроили? Чем местные и региональные власти должны заниматься применительно к таким муниципалитетам в первую очередь?
Холманских: Проблем у заводских городов, конечно, хватает. Главная - это зависимость от одного-двух крупных предприятий. Особенно остро она проявилась в период кризиса 2008-2009 годов. Но в последнее время ситуация постепенно меняется. По поручению руководства страны была разработана программа поддержки моногородов. В результате ни одно градообразующее предприятие в округе во время кризиса не остановилось, массовой безработицы ни в одном промышленном центре не было допущено.
Помощь оказали и тем городам, которые не попали в программу Минрегиона. Непосредственное участие в этом принимали аппарат полпреда, региональные органы власти.Мониторинг ситуации продолжается. В случае необходимости мы будем оказывать срочную помощь, чтобы не допустить остановки предприятий, от которых зависит судьба целых городов. Однако экстренные меры не снимают проблемы. Главное - развивать различные отрасли производства в моногородах, привлекать туда инвестиции, поддерживать малый и средний бизнес. Хороший пример в этом плане - проект "Титановая долина" в Свердловской области. Моногород Верхняя Салда сейчас практически полностью зависит от титанового комбината. А реализация проекта позволит создать целый комплекс производств на основе государственно-частного партнерства. Строительство первого предприятия уже начато. Вскоре этот город перестанет зависеть от одного завода, и тогда у него откроется "второе дыхание". На мой взгляд, именно по такому принципу надо действовать, решая проблемы моногородов.
Отставание развития социальной и жилищно-коммунальной сферы, транспортной инфраструктуры - еще одна особенность заводских городов. С момента их основания главным всегда было производство, а остальное - как получится. В советское время это частично компенсировалось тем, что социалка, ЖКХ, а порой и городской транспорт состояли на балансе предприятий. В моем родном Нижнем Тагиле, например, даже трамвай был ведомственным. Но в 1990-е и начале 2000-х годов вся эта сфера была передана муниципалитетам, зачастую в крайне изношенном состоянии. Местным же бюджетам не по силам не только развивать непроизводственную сферу, но даже просто поддерживать ее жизнедеятельность.
Недавно я побывал в типичном моногороде - Первоуральске. На градообразующем предприятии - образцовая чистота, порядок, хотя это металлургический завод. Но люди жалуются: выйдешь за заводские ворота - запустение и разруха. И такая картина характерна для многих промышленных центров. В результате страдает качество жизни, даже если на градообразующем предприятии дела идут неплохо. Я намерен серьезно заняться этой проблемой: здесь нужно основательно поработать как с собственниками предприятий, так и с мэрами.
Первые мои поездки по субъектам Федерации, входящим в УрФО, показали, что города-то еще хорошо выглядят. Конечно, я не все видел, понятно, что в каждом городе можно найти свою свалку и захолустье. Но общее впечатление - дороги вполне нормальные, инфраструктура приличная. Конечно, на каждой территории есть что улучшать. Ясно, что если просто сравнивать бюджеты регионов и численность населения, покажется, что на севере людям живется лучше, чем, скажем, в сельскохозяйственной Курганской области, где и денег немного, и муниципалитетов огромное количество, что тоже вызывает вопросы.
Безусловно, наши регионы не могут быть одинаковыми уже в силу географических особенностей. Основные производственные предприятия сосредоточены в Челябинской и Свердловской областях. Север - Ямал, Югра - это газо- и нефтедобыча. Тюмень и Курган - более чем на 50 процентов сельскохозяйственные, промышленность там не так развита. В силу этих обстоятельств зарплаты выше в нефтегазодобывающих регионах.
РГ: Но и расходы там другие…
Холманских: Да, и надо учитывать, что люди-то живут в каких климатических условиях!
РГ: Вы сказали, что огромное количество муниципалитетов в Курганской области вызывает вопросы...
Холманских: Бюджет небольшой, муниципалитетов огромное количество, и вроде бы очевидно: надо сократить, не должно их столько быть. Потому что муниципалитет - это администрация, чиновники. И небольшие бюджеты в значительной части уходят как раз на содержание чиновничьего аппарата. Для меня это удивительно: для чего столько? Но когда новый человек задает вопрос, ответ на который - "всегда так было" - для остальных поначалу очевиден, они все же начинают задумываться. Однако я не собираюсь шашку достать и начать рубить - надо сначала понять, почему так происходит. Надо проанализировать ситуацию, она ведь была и до меня, и люди так жили. Нужно понять, почему?
РГ: Каков, на ваш взгляд, рейтинг проблем, мешающих развитию реального сектора экономики в Уральском федеральном округе?
Холманских: Их немало, но я постараюсь выделить главные.
В целом по округу отмечается относительно низкий технологический уровень промышленности и высокий - до 55,3 процента - износ основных фондов. К сожалению, это худший в России показатель. Такая ситуация связана с тем, что большинство промышленных гигантов были построены во времена индустриализации и в сороковые-пятидесятые годы прошлого века.
Высокая степень износа приводит к снижению производительности труда, удорожанию продукции, потере ее качества, выпускаемые изделия становятся неконкурентоспособными. Неизбежным следствием этого является отставание уровня заработной платы на уральских предприятиях от уровня развитых стран.
Проблемы эти присущи российской экономике в целом, в той или иной степени они просматриваются во всех регионах. Но в УрФО они особенно ощутимы именно в силу высокой концентрации промышленного потенциала на нашей территории.
РГ: Можете конкретизировать: как эта ситуация проявляется на предприятиях округа и какие меры поддержки необходимы реальному сектору экономики?
Холманских: Наиболее уязвимыми по-прежнему остаются обрабатывающие производства. Мы видим, какая ситуация складывается на ЧТПЗ. Аппарат полномочного представителя президента активно участвует в процессе стабилизации обстановки на предприятиях концерна, реструктуризации его долговых обязательств.
Для многих положение осложняется ростом внутренних цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, в том числе на электроэнергию. Это уже практически привело к коллапсу на Богословском алюминиевом заводе. Еще будучи председателем правительства России, Владимир Путин взял под личный контроль ситуацию на БАЗе, и остановку производства на этом предприятии мы не допустим.
Важнейшим сегментом машиностроения является оборонно-промышленный комплекс, где работают свыше 300 тысяч жителей округа. Аппарат полномочного представителя президента уделяет состоянию дел в ОПК особое внимание. Регулярно проводятся совещания, на которых анализируются проблемные вопросы по каждому предприятию. В апреле такое совещание было проведено с участием заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Рогозина. Дмитрий Олегович поддерживает нас и относительно Курганмашзавода. На обсуждение федерального правительства мы вынесли вопрос обеспечения предприятия гособоронзаказом, ведь без него на улице может оказаться 5000 работников.
Трудности не миновали и внешне благополучный нефтегазовый сектор. Напомню, что на территории Уральского федерального округа добывается порядка 60 процентов нефти и 90 процентов природного газа России. Однако в последние годы в нефтегазовом комплексе назрел ряд серьезных проблем.
Прежде всего, это замедление темпов добычи нефти, которое привело к снижению извлекаемых объемов. За последние пять лет оно составило около семи процентов. Природного газа в прошлом году добыто почти на два процента меньше уровня 2007 года.
К основным причинам этого можно отнести значительное увеличение доли трудноизвлекаемых запасов, недостаточный объем геологоразведочных работ, производимых недропользователями. Большую тревогу вызывает также состояние магистральных и промысловых трубопроводов. По данным Ростехнадзора, в 2011 году рост ущерба от аварий на опасных производственных объектах составил 1000 процентов по промысловым и 600 процентов по магистральным трубопроводам. Необходимо отметить, что 85 процентов инцидентов происходит на трубопроводах, введенных в эксплуатацию более десяти лет назад.
Аппарат полпреда уделяет большое внимание решению проблем нефтегазового сектора. 29 марта по этим вопросам прошло окружное совещание с участием секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева и руководителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. При аппарате полпреда создана рабочая группа, которая совместно с компетентными органами власти проведет проверку исполнения нефтегазовыми компаниями лицензионных соглашений.
Хочу подчеркнуть, что поддержка реального сектора экономики постоянно находится в сфере внимания аппарата полномочного представителя, и я намерен не упускать эти вопросы из поля зрения ни при каких обстоятельствах.
РГ: Год назад Николай Винниченко, в то время полномочный представитель президента РФ в УрФО, отмечал, что наиболее актуальной задачей для реального сектора экономики является внедрение отечественных инновационных разработок в уже имеющиеся производства. Есть ли какие-то примеры работы в этом направлении?
Холманских: Я бы выделил внедрение суперкомпьютерных технологий в промышленность, науку и образование с целью повышения эффективности экономики. Для этого разработана и утверждена "Концепция формирования информационно-вычислительной базы хозяйствующих субъектов Уральского федерального округа на основе суперкомпьютерных и грид-технологий", созданы координационный и научно-технический советы при полномочном представителе по реализации этой концепции.
Участники проекта - известные в России и за рубежом научные центры. Среди них ФГУП "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина", Институт математики и механики УрО РАН, Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина, Южно-Уральский государственный университет, Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий.
Можно отметить также проект строительства завода по производству металлического магния и высокочистой нанопродукции на основе кремния. Он реализуется в городе Асбесте Свердловской области. В этом проекте представлена уникальная российская технология производства магния, однако непосредственно производство еще только предстоит организовать.
И все же вынужден подчеркнуть, что в целом инновационных проектов в округе пока недостаточно. Вижу свою задачу в том, чтобы их число существенно увеличилось.
РГ: В прошлом году в структуре аппарата полпреда появился инвестиционный уполномоченный. Но информации о его деятельности немного. Каковы результаты и перспективы его работы?
Холманских: Если какая-то работа не слишком активно "пиарится", это не значит, что она не ведется. Как федеральными, так и региональными властями уже создана инфраструктура и законодательная база для инвестирования в реальную экономику. Конечно, не всегда она функционирует должным образом, и именно в целях снижения административного давления на бизнес, повышения согласованности и координации необходим инвестиционный уполномоченный.
В УрФО, во-первых, налажено взаимодействие с органами государственной власти субъектов РФ в рамках реализации мероприятий по улучшению инвестиционного климата в округе. Во-вторых, организован ежеквартальный мониторинг разработки и реализации региональных инвестиционных программ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности субъектов УрФО.
При инвестиционном уполномоченном образован межведомственный экспертный совет по поддержке инвестиционных проектов. Его заседания планируется проводить ежеквартально, что позволит оперативно решать проблемы конкретных инвесторов. Кроме того, напрямую взаимодействовать с ними и решать их проблемы помогает электронная приемная инвестиционного уполномоченного. Она уже работает, а в ближайшее время завершится доработка его интернет-сайта.
Одним из достижений считаю то, что в адрес Минэкономразвития России было направлено обращение о целесообразности разработки и принятия федерального законодательного акта по вопросам государственно-частного партнерства. И вот результат: в конце июня Минэкономразвития опубликовало проект федерального закона "О государственно-частном партнерстве".
В дальнейшем механизм работы инвестиционного уполномоченного будет совершенствоваться, а мы намерены более активно позиционировать этот институт в предпринимательских кругах.
РГ: В прессе обсуждается тема наделения полпредов президента экономическими функциями (право участвовать в согласовании региональных бюджетов, федеральных целевых программ и так далее). Как вы оцениваете эту инициативу?
Холманских: В структуре аппарата полномочного представителя действует департамент по экономической политике. Он занимается в том числе мониторингом планирования и исполнения бюджетов субъектов Федерации, анализом их сбалансированности, предупреждением возникновения бюджетного дефицита. Особое внимание мы уделяем состоянию просроченной задолженности, обеспечению социальной направленности бюджетов, наличию резервных фондов на покрытие непредвиденных расходов. Если же президент возложит дополнительные экономические функции - готов их исполнять.
РГ: Когда президент предложил вам должность полпреда, были ли у вас сомнения, мысли отказаться? Наверное, трудное было решение? Какие аргументы "за" стали определяющими?
Холманских:Действительно, решение было непростым. У меня есть производственный опыт, но политического и административного пока маловато. Однако мыслей об отказе даже не возникало. Отказаться - значило смалодушничать. Я к этому не привык. А кроме того, считаю, предложение стать полпредом - знак уважения и доверия президента ко всем людям труда. Такое доверие надо оправдывать.
РГ: Как вы относитесь к работе чиновника? Не изменилось ли это отношение после таких кардинальных перемен в вашей судьбе?
Холманских: Нет, конечно. Как оно может за полтора месяца поменяться? Не всегда они правильно, на мой взгляд, работают, могут отказать человеку необоснованно, могут подойти к его проблеме формально.
Когда я был начальником цеха, на прием по личным вопросам люди приходили, чтобы посоветоваться чаще всего о том, что к работе вообще не имеет отношения: об устройстве ребенка в детсад, очистке дорог зимой, грязи во дворах, плохой работе общественного транспорта (мы вот опоздали, вы нас приказом наказали, а дело в транспорте). Это значит, что чиновники на своих местах по этим вопросам недорабатывают, раз человек к начальнику цеха за решением идет.
Раньше я большую часть времени проводил на заводе. С семи утра начинали, а домой - когда день рабочий закончился, а он закончился, когда выполнили все. А сейчас смотрю: все по-другому. Чиновников очень много, и они совсем не в том ритме живут. Большинство людей действительно много работают и тяжелым трудом зарабатывают свои деньги. Так вот, они должны заходить в административные кабинеты не как просители, ведь это чиновники находятся на службе у народа, а не наоборот. И тогда слово "чиновник" перестанет быть ругательным.
По своему функционалу я должен контролировать выполнение поручений и распоряжений президента. А чтобы это делать, я должен и с общественниками встречаться, и с чиновниками. Моя функция - чиновников сверху взбадривать. А если получится и дальше развивать общественное движение "В защиту человека труда", объединившее рабочих промышленных предприятий, то оно еще и снизу всех взбодрит.
РГ: Вы же сейчас тоже чиновник. Чем себя взбадриваете?
Холманских: Пока в общем-то и так все бодрит. Даже не выходя из этого кабинета, можно работать и работать, решать множество вопросов, и ряд их будет бесконечным. Но надо общаться с людьми, ездить по городам, по предприятиям, обязательно заходить в учреждения здравоохранения, культуры и искусства, понимать, какие процессы идут. Вот это-то и будет взбадривать - понимание, что происходит.
РГ: Удается вам общаться со своими друзьями, знакомыми или времени нет совсем?
Холманских: Для меня это общение жизненно необходимо. Нельзя постоянно находиться в напряжении. Буквально на днях было 40-летие кафедры спецмашиностроения, которую я окончил в нашем университете (когда я поступал, это был Уральский политехнический институт, а когда получал диплом - он уже университетом стал).
Некоторые говорили мне: мол, не по статусу туда ехать. Какой тут статус? Мне пожизненно нужно спасибо этим людям говорить за то, что научили хорошо, дали путевку в жизнь как квалифицированному специалисту и человеку. Съездил, конечно, поздравил. Потом еще с одним товарищем встретился. Я считаю, что нужно и важно отношения поддерживать. Мне от этого самому легче становится.