Существует устойчивое мнение, что наша наука, так или иначе связанная с медициной, серьезно отстает от западной. Во всяком случае, здесь позиции наших ученых далеко не те, что у российских физиков, математиков, химиков. Как вам такое реноме?
Рахим Хаитов: В принципе это верно. Однако в отдельных направлениях российские ученые не только не отстают, а находятся на лидирующих позициях, в частности в клинической медицине и иммунологии. Например, нам удалось создать вакцины нового поколения, которых нет нигде в мире. В отличие от всех существующих сегодня препаратов, они построены совершенно на иных принципах, являются нановакцинами.
Суть в следующем. Традиционные вакцины - это сложная комбинация из многих компонентов. Отсюда и осложнения, и побочные эффекты, в частности аллергия. Мы создали конструкцию, где всего две молекулы: микробного белка и иммуномодулятора. Такой тандем дает намного более сильный эффект, чем традиционные вакцины, и не вызывают побочных эффектов. На этом принципе мы разработали целое семейство вакцин против гриппа. В них только очень чистый антиген и никаких примесей, поэтому такие препараты успешно применяются даже для самых маленьких детей.
Наш подход уже признан в мире. Зарубежные ученые только сейчас начали осознавать, почему все попытки создать эффективную вакцину против ВИЧ не приносят успеха.
Науке удалось победить многие болезни, эпидемии которых когда-то уносили десятки тысяч людей. Нашли управу и на грипп. А над СПИДом бьются уже более 20 лет, но болезнь не поддается. Почему?
Рахим Хаитов: Его вирус очень коварен. Кстати, против гриппа тоже крайне сложно было создавать вакцину, так как вирус очень часто мутирует. Поэтому нам приходится его догонять: выявлять новые формы вируса и искать способы борьбы. Но ВИЧ по сравнению с вирусом гриппа спринтер, он мутирует в 1000 раз активней. Угнаться невозможно. Но этого мало. ВИЧ пробивает нашу защиту - иммунные клетки. Именно поэтому я убежден, что традиционные методы создания вакцины бесполезны. Ведь сам принцип ее действия заключается как раз в том, что она активирует иммунную систему. Но ВИЧ ее убивает, а потому вакцина не работает. И хотя создано огромное количество экспериментальных вакцин, проведено множество испытаний, но по-настоящему успешных результатов нет.
То есть изъян в самом подходе.
Рахим Хаитов: Да. Поэтому мы пошли иным путем. О принципе я уже говорил: создать тандем белок-иммуномодулятор. Но было неясно, как использовать белок вируса ВИЧ? Ведь он постоянно мутирует. Это напоминает погоню за "вчерашним днем". И все же решение удалось найти: была сконструирована химера. Дело в том, что в вирусе ВИЧ есть фрагменты, которые при мутациях остаются неизменными. Из них с помощью методов генной инженерии мы синтезировали химерный белок, которого нет в природе. Затем прикрепили к нему иммуномодулятор и получили вакцину "ВИЧРЕПОЛ". Она успешно прошла все доклинические испытания и стала первой российской вакциной, которая допущена к клиническим испытаниям. А вообще это первая в мире вакцина, созданная на новых принципах. Сейчас готовимся ко второй фазе клинических испытаний, которая будет более масштабной.
Исследования иммунитета лидируют по числу Нобелевских премий в номинации "физиология и медицина". Очередная награда присуждена в прошлом году. То есть наука сумела многое понять в этом сложнейшем механизме. Может, мы уже вправе ждать от науки чудо-таблетку, которая всегда будет держать нашу защиту в норме, отбивая любые напасти. Или это несбыточная мечта?
Рахим Хаитов: Действительно, наука об иммунитете опережала многие исследования. Скажем, еще не был расшифрован геном человека, а его фрагмент, где располагаются гены иммунного ответа, уже был изучен. И сегодня каждому человеку можно выдать иммунный паспорт, где прописано, к каким болезням он предрасположен. Скажем, если человек знает, что сахарный диабет у него возникнет через 10-15 лет, то может вести такой образ жизни, чтобы отсрочить заболевание или вообще не заболеть.
А вот можно ли создать чудо-вакцину от всех болезней? Надо хотя бы в общих чертах пояснить, что такое иммунная система. В ней миллиарды клеток, выполняющих разные функции. Одни - дирижеры, другие стратеги, третьи - "рабочие", четвертые - киллеры и т. д. Причем весь этот ансамбль удивительным образом организован в несколько барьеров защиты. Кроме того, клетки постоянно мигрируют, общаются между собой, дают и выполняют команды, выполняют различные действия. Фантастически разнообразная и совершенная конструкция, которой не устаю удивляться.
Конечно, в самой совершенной системе бывают сбои. Но они происходят на разных уровнях защиты. Поэтому нельзя лечить всю иммунную систему. Так можно только навредить, подавить собственный иммунитет человека. Надо искать, где в системе произошел сбой, и прицельно подбирать лекарство. А вот это наука уже умеет делать.
Скажем, известно, что вакцинация никогда не бывает успешной на сто процентов. На какую-то часть населения препарат не действует. Оказалось, что виновата генетика этих людей, она не дает сильный иммунный ответ. И нам удалось создать такие конструкции вакцин, которые заставляют сильно реагировать даже те организмы, которые по своей генетике не должны этого делать. На основе этого принципа мы создали семейство эффективных вакцин.
Сейчас ведем разработку препаратов для пожилых людей. Ведь иммунная система тоже стареет, ее функции ослабевают, и многие болезни старческого возраста связаны с иммунодефицитом. Мы работаем над более эффективными иммуномодуляторами, совершенно безвредными для пожилых, чтобы усиливать или восстанавливать иммунитет.
Кстати, Россия сегодня является одним из мировых лидеров в области создания иммуномодуляторов. Скажем, на Западе существует 1-2 вида, причем это аналоги хорошо известных молекул, которые вырабатывает иммунная система, например фрагменты гормона тимуса. У нас же созданы десятки совершенно новых препаратов. За последние годы прошла их селекция, ученые разобрались, какие эффективны и не дают побочных эффектов. Именно они и рекомендованы к применению.
Вы были одним из руководителей создания иммунологической карты страны. Что удалось выявить?
Рахим Хаитов: Эта работа начиналась еще в СССР, называлась "Иммунный статус". В разных уголках страны были созданы 120 лабораторий, которые собрали огромный массив данных. Изучали, какие параметры типичны в том или ином регионе, каковы отличия. Выяснилось, что иммунный статус зависит от географии, скажем, в горах норма может быть иной, чем в средней полосе. Скажем, главная популяция клеток в иммунной системе - Т-лимфоциты. В Москве их 60-65 процентов от общего числа лимфоцитов, в отдельных регионах Красноярского края - 35-45 процентов, в некоторых республиках Кавказа - 75-80. Уровень В-лимфоцитов (средний показатель 15 процентов) повышен в Волго-Вятском регионе - 22, снижен в Алтайском регионе - 8-10. Еще раз подчеркиваю, что это показатели нормы. Итогом этой работы стала не только иммунологическая карта страны. Не менее важно, что нам удалось внедрить специальность врач-иммунолог.
Защитой нашего организма заведует иммунная система. Она очень похожа на нервную систему. Например, обе распространены по всему организму, обе обладают памятью. Обе напоминают оркестр, где миллионы исполнителей. В нервной системе дирижер один - это мозг, в иммунной их сразу три. Первый - Т-лимфоциты, которые образуются в тимусе, вилочковой железе. Второй - В-лимфоциты, они образуются в костном мозге. Третий дирижер - макрофаги. Они были открыты нашим великим соотечественником Ильей Ильичом Мечниковым, за что он был удостоен Нобелевской премии. Эти три вида клеток дирижируют всем иммунным оркестром. Одни его солисты распознают "чужаков", другие - дают приказы на уничтожение, третьи - захватывают "чужаков" в плен, четвертые - работают киллерами и т. д.
Причем этот оркестр играет без перерыва, 24 часа в сутки. Он должен быть постоянно настороже, ведь наш организм атакуют самые разные и порой очень изощренные противники. И к каждому надо найти свой вариант обороны. Кроме того, в каждый момент в самом организме делятся миллионы клеток, из-за различных сбоев на свет появляются миллионы мутаций. Их тоже надо ликвидировать. Это еще одна забота иммунитета.