Виктор Иванович, документом отведено три месяца, чтобы внести в правительство перечень государственных и федеральных целевых программ, относящихся к ведению министерства. Будут ли в связи с этим пересматриваться действующие программы и полномочия федеральных ведомств?
Виктор Ишаев: Вначале остановлюсь на более фундаментальном моменте - на причинах создания нового министерства. На огромной территории - практически на трети России - целый ряд социально-экономических показателей, в том числе уровень жизни населения, отстает от средних по стране.
Все министерства уверяют: "Мы работаем", а получается все хуже и хуже - многие процессы в регионе идут не так, как планировалось. Существующие программы развития порой не скоординированы между собой, следовательно, не дают максимального результата. Поэтому президент РФ и председатель правительства приняли решение о создании здесь министерства.
Причем это министерство не Востока страны, не регионов ДФО, а именно развития Дальнего Востока. Отбирать полномочия у других федеральных структур мы точно не станем. Хотя некоторые изменения в существующее положение внесут и ряд функций будет передан нашему ведомству. У нас уже спрашивают: "Вы рыбу делить будете? А лес?". Мы не собираемся ничего делить и распределять. Наша задача - развитие восточных территорий. Но все распределения ресурсов и основополагающие решения должны быть согласованы с министерством. Равно как и расстановка на местах кадров федеральных ведомств: Росрыболовство, скажем, либо Роснедра должны утвердить кандидатуры руководителей территориальных управлений с нами, а мы согласуем их с губернаторами.
В указе президента определены три мощных блока задач, возложенных на министерство: помимо координации деятельности по реализации государственных и федеральных целевых программ оно будет управлять федеральным имуществом и контролировать осуществление регионами их полномочий. Больше сегодня, наверное, создаваемому министерству и не надо.
Главы забайкальских территорий выступили с обращением о распространении полномочий министерства по развитию Дальнего Востока и на восточносибирские субъекты. Некоторые СМИ даже поспешили сообщить, что Забайкалье войдет в состав ДФО. Как решен этот вопрос?
Виктор Ишаев: Республика Бурятия и Забайкальский край могут попасть под юрисдикцию министерства. Обращение властей этих субъектов рассмотрено и одобрено председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым и полпредом президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктором Толоконским.
Это оправдано, так как в экономическом развитии данные регионы всегда тяготели к дальневосточным территориям. Кроме того, одна из задач ведомства - координация реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года и разрабатываемой в ее рамках Государственной программы по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. Соответственно, по вопросам, связанным с исполнением гос-программ, министерство будет работать и с забайкальскими субъектами. Но пересмотра административного деления не последует: Дальневосточный федеральный округ останется в прежних границах. Республика Бурятия и Забайкальский край так и будут находиться в составе Сибирского ФО.
Как будет строиться взаимодействие министерства и полномочного представительства президента РФ, тем более что и ту, и другую структуру возглавляете вы?
Виктор Ишаев: Совмещение этих должностей позволит наладить оперативное и плодотворное взаимодействие министерства и полпредства.
Аппарат полпредства вместе с контрольным управлением администрации президента обладает мощным ресурсом контроля. Он может влиять на кадровую политику министерств и ведомств, а также координировать деятельность правоохранительных органов. Обладая такими возможностями, полпредство будет помогать министерству решать многие задачи.
Полпредство уже подставило плечо новому министерству. Пока идет формирование штата, подбираются люди, многие вопросы ложатся на сотрудников аппарата полномочного представительства президента РФ в ДФО. Тем более что такой опыт у них есть, ведь они занимаются важнейшими проблемами северного завоза, подготовки энергетического комплекса к зиме, организации работы сельского хозяйства, жилищно-коммунального комплекса всего Дальнего Востока и многими другими, решая их совместно с властями субъектов.
Полпредство и министерство - как две руки одного человека. Каждая из структур выполняет свои функции, но вместе они работают во благо развития России.
Без экономического роста развитие Дальнего Востока невозможно. На чем, выполняя задачу экономического подъема, сосредоточит свое внимание министерство?
Виктор Ишаев: Главное сейчас - привлечение новых крупных инвестиций, причем желательно российских. И не только бюджетных, но и средств компаний.
В 2012 году на территории ДФО завершаются крупные проекты, обеспечивавшие приток вложений в субрегион, - строительство трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан", газопровода "Сахалин - Хабаровск - Владивосток", объектов саммита АТЭС.
Следует провести ревизию существующих проектов и определить приоритетные, чтобы вложенные деньги обеспечили базу для развития региона. И в первую очередь речь идет об опережающем формировании инфраструктуры. Ее строительством должно заниматься государство, а развитием средств производства - частный капитал: в этом, собственно, суть государственно-частного партнерства. Бизнес не придет в пустое место, где дороги в пять раз дороже, чем разработка какого-то месторождения.
Упор следует сделать на транспортную и энергетическую инфраструктуры.
Я считаю, что опорная сеть железных дорог в регионе включает четыре составляющие. Необходимо модернизировать Транссиб и порты, на которые выходит магистраль. Пропускную способность БАМа, который сегодня перевозит порядка 12 миллионов тонн груза в год, нужно увеличить до 110. Сахалинскую железную дорогу следует связать с материковой сетью через мостовой переход либо тоннель. И наконец, Транскорейская магистраль должна получить выход на Транссиб.
Существующую сеть автомагистралей необходимо дополнить трассой Большой Невер - Якутск, далее выходящей на Магадан и затем - двумя ответвлениями - на Камчатку и Чукотку. Нужен и выход Якутии к морю - через Аяно-Майский район Хабаровского края.
На Дальнем Востоке с его обширными труднодоступными территориями должна быть создана единая авиакомпания. У такого предприятия, на мой взгляд, будет больше возможностей получить кредиты и обновить технику.
Еще один серьезный вопрос - создание единой энергосистемы региона. На Камчатке, Сахалине, Чукотке, Магадане, в Якутии (за исключением юга) - выделенная энергетика. Амурская и Еврейская автономная области, Хабаровский и Приморский края - вот и вся энергосистема. Конечно, она не может работать стабильно, и в изолированных энергорайонах приходится держать лишние мощности.
Виктор Иванович, нужны ли Дальнему Востоку дополнительные преференции?
Виктор Ишаев: Мы должны переходить от позиции "дайте денег" к позиции "дайте возможности".
Я много лет говорю: вновь создаваемые предприятия не должны платить никаких налогов, кроме НДФЛ и тех отчислений, которые формируют доходы бюджета территории. Нужно в первую очередь брать проекты, которые окупаются за три-пять лет. Необходимы долгосрочные кредиты под низкие проценты. Если к тому же снизить транспортные расходы, то экономика восточных регионов начнет действовать достаточно эффективно. Кстати, на таких условиях работают особые экономические зоны и в Китае, и в Японии, и в других странах. Так создавалась Силиконовая долина и развивалась Аляска. Мы должны взять этот пример на вооружение. При этом Дальнему Востоку необходимо отходить от экспорта сырья, развивая переработку на территории региона.
И властям не следует забывать, что основной целью всех реформ и программ должно быть повышение благосостояния жителей. Тогда в ДФО и будет формироваться постоянное население.