Последний срок
В Хабаровском крае работа по установке на судах малой авиации новых систем безопасности практически завершена. Сейчас на новое оборудование оформляют разрешительную документацию.
Как рассказали в пресс-службе краевого правительства, дооснащены самолеты двух местных авиакомпаний - Як-40, Ан-26, Ан-24, Ан-28, Ан-38. Закупка и установка авиационных систем обошлась региональному бюджету и авиакомпаниям в 61,3 миллиона рублей.
Решили проблемы с дооснащением воздушных судов специальным оборудованием и якутские авиаторы.
- Основные требования к нашему предприятию касались самолетов Ан-24 и Ан-26, - рассказал коммерческий директор одной из ведущих региональных компаний Игорь Цой. - Системы оповещения об опасном сближении с землей или воздушными объектами к настоящему времени установлены на всех таких машинах.
На Колыме решить задачу удалось не до конца. Как уверяют региональные власти, не по их вине. "Подвел" Ан-28.
- Задержка произошла по объективным причинам: государственное предприятие "Антонов" задержало подготовку необходимой документации, поздно провело испытания, - заявил губернатор Магаданской области Николай Дудов. - Но самое важное - конструкции изготовленных приборов таковы, что их невозможно установить на эти типы самолетов. А для нас Ан-28 - единственный самолет, на котором сегодня можно осуществлять межмуниципальные перевозки, потому что взлетно-посадочные площадки грунтовые.
На прошедшем во Владивостоке совещании с участием Дмитрия Медведева о дополнительных мерах по обеспечению транспортными связями труднодоступных территорий Дальнего Востока и Сибири Дудов обратился к председателю правительства с просьбой вновь пересмотреть правила.
- Хотя бы до 1 октября и только по этому типу самолетов, чтобы доработать конструкцию, - заявил губернатор.
Дмитрий Медведев поручил "проанализировать масштаб проблемы внутри страны и представить предложения", но с условием, что этот перенос будет последним.
Слетать за самолетом
Надо сказать, что для многих регионов гораздо более серьезной проблемой сейчас является приобретение новых лайнеров, особенно для внутрирегиональных перевозок. В Якутии, например, парк самолетов семейства "Ан" стареет, поэтому здесь ведут оживленные переговоры с зарубежными производителями воздушных судов, способных заменить вырабатывающие свой ресурс машины. Кое-что якутяне уже присмотрели.
Недавно представительная делегация, в состав которой вошли руководители республиканского минтранса, двух авиакомпаний и департамента воздушного транспорта Якутии, побывала в Китае, где выпускают самолет, являющийся глубоко модернизированным Ан-24. Участники поездки отметили, что закупки этих машин "позволили бы решить многие проблемы авиатранспортного комплекса республики". Во время визита был подписан протокол, в котором подчеркнута необходимость до 1 августа нынешнего года сертифицировать самолет в регистре Межгосударственного авиационного комитета РФ.
Поскольку местные авиакомпании в Якутии контролирует государство, разработана региональная программа обновления парка воздушных судов. Действует и более общая государственная программа развития воздушного транспорта. По словам председателя правительства республики Галины Данчиковой, за пять лет из местного бюджета в авиацию будет вложен 41 миллиард рублей. Это по базовому варианту. Если же экономика региона станет развиваться интенсивнее, средств на развитие воздушного транспорта будет предусмотрено больше. Как отметила премьер-министр, необходимость таких серьезных трат обусловлена территориальными особенностями региона. Якутия занимает по площади пятую часть страны, но лишь 15 процентов территории республики находятся в зоне круглогодичного доступа.
В Приморском крае для внутрирегиональных полетов и авиасообщения с "северами" у региональной авиакомпании есть Як-40 и Ми-8. Для жителей приморской глубинки малая авиация - единственный быстрый и надежный способ добраться до "большой земли". Но сегодня отрасль влачит жалкое существование. Действуют всего три регулярных авиамаршрута: "Владивосток - Кавалерово - Пластун", "Терней - Агзу - Терней", "Терней - Самарга - Терней", которые за год перевозят лишь несколько тысяч пассажиров. С учетом социальной значимости этих авиаперевозок стоимость билетов дотируется из краевого бюджета. В прошлые годы дотации составляли до 90 процентов реальной стоимости перевозок.
Полеты по Амурской области сегодня осуществляет авиационная база охраны лесов. В ее парке одиннадцать самолетов Ан-2 и три вертолета Ми-8. Дважды в неделю летают авиасуда в северные районы Приамурья - Тынду, Зею, Экимчан.
- Мы предпринимаем серьезные меры по обеспечению безопасности полетов, - говорит заместитель руководителя базы Олег Круглик. - Планируем приобрести девять самолетов - Ан-140, СМ-92Т, L-410, а также вертолеты Ми-8 и Ка-226.
Казенный дом
Специалисты отмечают: необходимо обновить не только воздушный парк округа, но и наземную инфраструктуру. По данным минтранса, в реестре аэродромов гражданской авиации на территории Дальнего Востока 91 аэродром, из них только 52 имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием, у остальных они грунтовые и требуют капитального ремонта. На 60 аэродромах светосигнальное оборудование прослужило более 15 лет и требует замены.
Для исправления ситуации создаются федеральные казенные предприятия. Около 2,5 миллиарда рублей ежегодно будут направлять на их финансирование из федерального бюджета. На базе 50 аэропортов в стране уже созданы шесть федеральных казенных предприятий, отнесенных к ведению Росавиации, планируются еще два.
Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт считает, что федеральное казенное предприятия в регионе "позволит сохранить сеть местных авиалиний". Расходы по содержанию этих портов не будут закладываться в аэропортовые сборы, а значит, и билеты должны быть более дешевыми.
- Решение о его создании принято, но, похоже, застряло где-то на этапах согласования, - отметил Шпорт. - Между тем проблемы транспортной доступности для края более чем актуальны: у нас 43 населенных пункта в шести северных районах (более 70 процентов территории края) подпадают под категорию льготных. Реальная стоимость перевозки пассажира из краевого центра в поселок Охотск на расстояние 1360 километров составляет 17 тысяч рублей, что сопоставимо со стоимостью полета из Хабаровска до Москвы.
Практика передачи проблемных аэропортов в собственность федеральных казенных предприятий на Дальнем Востоке уже существует - в Якутии и на Камчатке. Продолжается работа по включению аэровокзалов Колымы в состав казенного предприятия "Аэропорты Севера". - С февраля мы передали два аэропорта в федеральную собственность, но продолжаем и сегодня содержать их, так как где-то в правительстве застрял проект соответствующего постановления, - отметил губернатор Магаданской области Николай Дудов.
Впрочем, относительно этой проблемы существует и другое мнение. Константин Басюк, председатель совета директоров крупнейшего из частных аэропортов в ДФО - Хабаровского, считает, что нужно не уповать на казенные предприятия, а создавать на основе государственно-частного партнерства в федеральном округе холдинг на базе аэропортов Хабаровска, Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского и Магадана.