12.07.2012 02:50
    Поделиться

    "РГ" узнала, все ли самолеты в ДФО оснащены новыми системами безопасности

    С 1 июля закончилось действие отсрочки оснащения отечественных самолетов современными приборами, сигнализирующими о сближении с землей. Речь идет об Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-140, работающих в основном на региональных авиалиниях. Все ли лайнеры округа получили к этому дню новую начинку, что ждет оставшиеся без нужного оборудования и в каком состоянии находится наземная инфраструктура авиационного комплекса Дальнего Востока, выясняли корреспонденты "РГ".

    Последний срок

    В Хабаровском крае работа по установке на судах малой авиации новых систем безопасности практически завершена. Сейчас на новое оборудование оформляют разрешительную документацию.

    Как рассказали в пресс-службе краевого правительства, дооснащены самолеты двух местных авиакомпаний - Як-40, Ан-26, Ан-24, Ан-28, Ан-38. Закупка и установка авиационных систем обошлась региональному бюджету и авиакомпаниям в 61,3 миллиона рублей.

    Решили проблемы с дооснащением воздушных судов специальным оборудованием и якутские авиаторы.

    - Основные требования к нашему предприятию касались самолетов Ан-24 и Ан-26, - рассказал коммерческий директор одной из ведущих региональных компаний Игорь Цой. - Системы оповещения об опасном сближении с землей или воздушными объектами к настоящему времени установлены на всех таких машинах.

    На Колыме решить задачу удалось не до конца. Как уверяют региональные власти, не по их вине. "Подвел" Ан-28.

    - Задержка произошла по объективным причинам: государственное предприятие "Антонов" задержало подготовку необходимой документации, поздно провело испытания, - заявил губернатор Магаданской области Николай Дудов. - Но самое важное - конструкции изготовленных приборов таковы, что их невозможно установить на эти типы самолетов. А для нас Ан-28 - единственный самолет, на котором сегодня можно осуществлять межмуниципальные перевозки, потому что взлетно-посадочные площадки грунтовые.

    По данным министерства транспорта РФ, новыми системами безопасности необходимо было оснастить 307отечественных самолетов. Сейчас оборудованы 283

    На прошедшем во Владивостоке совещании с участием Дмитрия Медведева о дополнительных мерах по обеспечению транспортными связями труднодоступных территорий Дальнего Востока и Сибири Дудов обратился к председателю правительства с просьбой вновь пересмотреть правила.

    - Хотя бы до 1 октября и только по этому типу самолетов, чтобы доработать конструкцию, - заявил губернатор.

    Дмитрий Медведев поручил "проанализировать масштаб проблемы внутри страны и представить предложения", но с условием, что этот перенос будет последним.

    Слетать за самолетом

    Надо сказать, что для многих регионов гораздо более серьезной проблемой сейчас является приобретение новых лайнеров, особенно для внутрирегиональных перевозок. В Якутии, например, парк самолетов семейства "Ан" стареет, поэтому здесь ведут оживленные переговоры с зарубежными производителями воздушных судов, способных заменить вырабатывающие свой ресурс машины. Кое-что якутяне уже присмотрели.

    Недавно представительная делегация, в состав которой вошли руководители республиканского минтранса, двух авиакомпаний и департамента воздушного транспорта Якутии, побывала в Китае, где выпускают самолет, являющийся глубоко модернизированным Ан-24. Участники поездки отметили, что закупки этих машин "позволили бы решить многие проблемы авиатранспортного комплекса республики". Во время визита был подписан протокол, в котором подчеркнута необходимость до 1 августа нынешнего года сертифицировать самолет в регистре Межгосударственного авиационного комитета РФ.

    Поскольку местные авиакомпании в Якутии контролирует государство, разработана региональная программа обновления парка воздушных судов. Действует и более общая государственная программа развития воздушного транспорта. По словам председателя правительства республики Галины Данчиковой, за пять лет из местного бюджета в авиацию будет вложен 41 миллиард рублей. Это по базовому варианту. Если же экономика региона станет развиваться интенсивнее, средств на развитие воздушного транспорта будет предусмотрено больше. Как отметила премьер-министр, необходимость таких серьезных трат обусловлена территориальными особенностями региона. Якутия занимает по площади пятую часть страны, но лишь 15 процентов территории республики находятся в зоне круглогодичного доступа.

    В Приморском крае для внутрирегиональных полетов и авиасообщения с "северами" у региональной авиакомпании есть Як-40 и Ми-8. Для жителей приморской глубинки малая авиация - единственный быстрый и надежный способ добраться до "большой земли". Но сегодня отрасль влачит жалкое существование. Действуют всего три регулярных авиамаршрута: "Владивосток - Кавалерово - Пластун", "Терней - Агзу - Терней", "Терней - Самарга - Терней", которые за год перевозят лишь несколько тысяч пассажиров. С учетом социальной значимости этих авиаперевозок стоимость билетов дотируется из краевого бюджета. В прошлые годы дотации составляли до 90 процентов реальной стоимости перевозок.

    Для многих регионов серьезной проблемой является приобретение новых лайнеров, особенно для внутрирегиональных перевозок

    Полеты по Амурской области сегодня осуществляет авиационная база охраны лесов. В ее парке одиннадцать самолетов Ан-2 и три вертолета Ми-8. Дважды в неделю летают авиасуда в северные районы Приамурья - Тынду, Зею, Экимчан.

    - Мы предпринимаем серьезные меры по обеспечению безопасности полетов, - говорит заместитель руководителя базы Олег Круглик. - Планируем приобрести девять самолетов - Ан-140, СМ-92Т, L-410, а также вертолеты Ми-8 и Ка-226.

    Казенный дом

    Специалисты отмечают: необходимо обновить не только воздушный парк округа, но и наземную инфраструктуру. По данным минтранса, в реестре аэродромов гражданской авиации на территории Дальнего Востока 91 аэродром, из них только 52 имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием, у остальных они грунтовые и требуют капитального ремонта. На 60 аэродромах светосигнальное оборудование прослужило более 15 лет и требует замены.

    Для исправления ситуации создаются федеральные казенные предприятия. Около 2,5 миллиарда рублей ежегодно будут направлять на их финансирование из федерального бюджета. На базе 50 аэропортов в стране уже созданы шесть федеральных казенных предприятий, отнесенных к ведению Росавиации, планируются еще два.

    Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт считает, что федеральное казенное предприятия в регионе "позволит сохранить сеть местных авиалиний". Расходы по содержанию этих портов не будут закладываться в аэропортовые сборы, а значит, и билеты должны быть более дешевыми.

    - Решение о его создании принято, но, похоже, застряло где-то на этапах согласования, - отметил Шпорт. - Между тем проблемы транспортной доступности для края более чем актуальны: у нас 43 населенных пункта в шести северных районах (более 70 процентов территории края) подпадают под категорию льготных. Реальная стоимость перевозки пассажира из краевого центра в поселок Охотск на расстояние 1360 километров составляет 17 тысяч рублей, что сопоставимо со стоимостью полета из Хабаровска до Москвы.

    Практика передачи проблемных аэропортов в собственность федеральных казенных предприятий на Дальнем Востоке уже существует - в Якутии и на Камчатке. Продолжается работа по включению аэровокзалов Колымы в состав казенного предприятия "Аэропорты Севера". - С февраля мы передали два аэропорта в федеральную собственность, но продолжаем и сегодня содержать их, так как где-то в правительстве застрял проект соответствующего постановления, - отметил губернатор Магаданской области Николай Дудов.

    Впрочем, относительно этой проблемы существует и другое мнение. Константин Басюк, председатель совета директоров крупнейшего из частных аэропортов в ДФО - Хабаровского, считает, что нужно не уповать на казенные предприятия, а создавать на основе государственно-частного партнерства в федеральном округе холдинг на базе аэропортов Хабаровска, Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского и Магадана.

    Поделиться