Новости

12.07.2012 00:44
Рубрика: Экономика

Команда на взлет

Еще двадцать лет назад в России насчитывалось около 1500 аэропортов. Сегодня официально работают лишь 315. Основная причина, по которой многие воздушные узлы страны перестали существовать, - падение объема региональных перевозок. Причем эта негативная тенденция продолжается и поныне: пассажиропоток между российскими городами по-прежнему невелик, и авиакомпании часто покидают региональные рынки, а новые - неохотно заходят на них. Поэтому многие российские аэропорты и сейчас на грани исчезновения.

Очевидно, что в данной ситуации авиаузлам крайне трудно выжить самостоятельно. Многие из них могли бы привлечь новых авиперевозчиков. Но тем необходима современная наземная инфраструктура для обслуживания судов и организации полетов. А на реконструкцию летного поля банально нет средств. Конечно, государство обеспечивает 40 из 52 аэропортов федерального значения. Скажем, в прошлом году на их развитие было выделено более миллиарда долларов, в текущем году - полтора миллиарда. Однако этих денег недостаточно. Еще в 90-е годы аэропортам нужны были миллиарды долларов на модернизацию, а выделялись лишь миллионы. Из-за этого сегодня наблюдается колоссальное отставание развития наземной базы.

Еще в 90-е годы аэропортам нужны были миллиарды долларов на модернизацию, а выделялись лишь миллионы. Из-за этого сегодня наблюдается колоссальное отставание развития наземной базы

Поэтому государство приняло решение дополнительно субсидировать авиационную отрасль в период до 2020 года. Особое внимание будет уделено 12 федеральным аэропортам - основным пересадочным узлам внутренних и международных пассажироперевозок и перевалки грузопотока. В первую очередь помощь будет направлена на модернизацию московского авиаузла, включающего три аэропорта - Домодедово, Внуково и Шереметьево, - так как сегодня через столицу проходит более 50 процентов всех российских пассажиров и 70 процентов грузов. Московский авиаузел должен получить в ближайшие годы около 1,5 миллиарда долларов на модернизацию аэродромов: взлетно-посадочных полос, стоянок и т. д. Если говорить про Урал, то аэропорту Екатеринбурга планируется выделить порядка 415 миллионов долларов из федерального бюджета. Стоит отметить, что уже в этом году начнется масштабная реконструкция ряда российских воздушных узлов, в том числе Домодедово (по программе финансирования выделено 207 миллионов) и Внуково (79 миллионов), а также аэропорты Петропавловска-Камчатского (186 миллионов долларов) и Казани (97 миллионов).

Таким образом, российское руководство планирует сформировать в стране сеть инфраструктурных транспортных узлов, или, как их еще любят называть, воздушных хабов. Хотя, на самом деле, в России понятие "хаб" несколько уже, чем за рубежом. Там это не просто отвечающий современным требованиям аэропорт, через который проходит множество пассажирских и грузовых потоков, а целый бизнес-центр с гостиницами, развлекательными заведениями, фитнес- и спа-центрами.

Что касается остальных аэропортов, которые не впишутся в эту категорию и не получат инвестиции, то они, скорее всего, будут переданы на баланс регионов и станут работать на локальный рынок перевозок.

Экономика Транспорт Авиатранспорт Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Свердловская область Екатеринбург