- Потребность казаться богатым и успешным движет этим рынком и служит его расширению, - констатирует доцент кафедры экономической теории ВШЭМ УрФУ Анна Дьячкова. - Причем за небольшие деньги - это обеспечивает массового потребителя, а значит, и массовое производство.
Что характерно, в подавляющем большинстве торговых точек от потребителей даже не скрывают, что предлагают всего лишь подделки товаров люксовых марок, но при этом неизменно добавляют: "Зато это практически 100-процентная копия, отличить товар от оригинала сможет только профессионал". Определяющей является цена: скажем, качественную копию брендовой сумки стоимостью три тысячи долларов можно приобрести за 300 "зеленых", а "клон" айфона - всего за пять тысяч рублей. К слову, всякий, кто бывал в Китае, знает, что там "шикарную трубку" легко купить за 50 долларов почти в любой подворотне. Хотя ничего удивительного, если через неделю она перестанет работать: вероятность брака в этой ситуации - примерно 50 на 50.
Впрочем, нередко подделки действительно хорошего качества. Во-первых, их производители совершенствуют технологию, во-вторых, иногда эти товары даже производятся на оригинальном оборудовании - только во внеурочное время и "стахановскими методами". И все же, как отмечает Анна Дьячкова, в основе производства таких товаров лежит лишь внешнее сходство с оригиналом, а не качество изделия.
По словам эксперта, себестоимость подделок невысока, ибо не нужно вкладываться в разработку дизайна, продвижение продукции, кроме того, можно заменить материалы, детали товара на более дешевые и т. д. Ведь, как известно, накрутка за бренд часто составляет 80-90 процентов, и многочисленным производителям контрафакта остается лишь "снять сливки".
Интересно, что на рынке роскошных брендовых оригиналов не действует закон спроса: при росте цены спрос на такие товары растет, а при снижении эксклюзив становится доступным массовой категории потребителей, и потому спрос резко падает. Когда рынок насыщается той или иной подделкой, она перестает быть интересной и массовому потребителю - спрос на нее исчезает.
Как отмечает менеджер одного из интернет-магазинов по продаже копий брендовых сумок Мария Н., среди потребителей такого рода продукции есть и состоятельные люди, у которых имеются и оригинальные вещи этой марки. Но все же подавляющее большинство покупателей подделок не в состоянии оплатить оригинал. По личным оценкам Марии, до 90 процентов одежды и аксессуаров с престижными лейблами на городских модницах - это всего лишь копии. Причем, зачастую включая и те, что приобретены в дорогих бутиках.
По словам арт-директора Института моды дизайнера Людмилы Кокоревой, часто в магазины одежды класса "люкс" завозят пусть и оригинальные, но прошлогодние коллекции, которые выдают за свежие, и стоят они в 3-4 раза дороже, чем в Европе. Поэтому немногочисленные покупатели настоящих брендовых товаров предпочитают приобретать их за границей либо строго через официальных дилеров.
Все эти факторы подтверждают единодушное мнение экспертов: победить "клонов" сегодня невозможно.
- Пока есть спрос, никакими ограничениями и запретами этот рынок не уничтожить, - считает Анна Дьячкова. - Подделки разве что переместятся из легального сектора в теневой. Кстати, сами брендовые производители, изготавливающие оригиналы, вовсе не считают, что их рынок забирают "фейки". Они им не конкуренты. Ведь покупатели подделок из-за значительной разницы в цене скорее всего никогда не станут покупателями в сегменте luxury.
Кроме того, существует мнение, что производителям брендовых товаров в какой-то мере "фейк" даже выгоден: он служит мощной раскруткой фирменных марок. Вот и выходит, что производители копий - это пресловутый "неуловимый Джо", которого никто не ловит.
Впрочем, даже если бы и возникло такое желание, как отмечает пресс-секретарь комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Илона Стародубцева, наказать за продажу подделок очень сложно. Продажей товаров занимается реализатор, а чтобы найти поставщика и производителя, нужно вскрыть целую цепочку и провести настоящее расследование. Действенных правовых механизмов для борьбы с "фейком" сегодня нет.
По словам Людмилы Кокоревой, во многом укреплению этого рынка способствует слабое развитие собственной легкой промышленности. Сегодня ее доля в общем спектре производства в регионе не превышает 0,9 процента. При этом наиболее креативные уральские дизайнеры предпочитают работать на известные западные компании, включая и производителей товаров класса люкс. Открыть же бизнес по производству одежды или обуви на родине очень затратно, он окупится только в случае массового производства. При этом выдержать конкуренцию с транснациональными компаниями или подпольными производителями копий известных брендов по силам немногим. Получается замкнутый круг.
Наталья Соколова, владелица рекламного агентства:
- Если я появлюсь на деловых переговорах с сумкой-копией и в платье-подделке, меня просто примут за клоуна. Мне кажется, подделки покупают те, кому важно не быть, а казаться. Это говорит о внутренней несостоятельности человека. Куда более благоприятное впечатление на деловых партнеров произведет человек, одетый пусть не в самые дорогие, но со вкусом подобранные вещи. Кстати, предметы роскоши на переговорах могут в иных случаях и повредить.
Максим Ведерников, топ-менеджер одного из торговых центров города:
- То, что цена брендовых вещей несоразмерно завышена, - это факт. Подделки в какой-то степени возвращают производителей оригиналов с небес на землю, показывают, сколько реально должен стоить товар. Обидно то, что у нас практически нет своих одежды и обуви, аксессуаров. Ни в сегменте очень дорогих товаров, ни в самом массовом. Возможностями нашего рынка, увы, вовсю пользуются другие.